Шизофренический дефект: типы, симптомы, методы лечения, как распознать у детей

Шизофренический дефект – исход шизофрении с разрушением ядра личности. Состояние обнаруживается в стадии ремиссии, после устранения позитивной психопатологической симптоматики (бреда, галлюцинаций). В активной стадии признаки нарастания дефекта ничем не отличаются от клинической картины шизофрении. Если ремиссия длится, как минимум, год, сопровождаясь стойким дефектом, говорят об остаточной (резидуальной) шизофрении.

Типы дефекта

Дефект шизофренический бывает следующих типов:

  1. притупление эмоцийАпато-абулический – отсутствие воли к деятельности, безынициативность, монотонное поведение, притупление эмоций, эпизодические бредовые идеи, резкое снижение социального статуса.
  2. Астенический – у пациентов с зависимым типом личности. Неуверенность в себе, ранимость, боязнь новых контактов, недоверчивость и подозрительность к чужим людям. Снижение когнитивных функций незначительное.
  3. Неврозоподобный – преобладание невротической симптоматики на фоне эмоционального притупления и когнитивных расстройств. Характерны ипохондрические жалобы, способные перерасти в сверхценные идеи сутяжничества.
  4. Психопатоподобный – сочетание более значительных эмоциональных и интеллектуальных изменений с признаками нарушения расстройства личности (психопатий).
  5. Псевдоорганический – резкое снижение когнитивных функций (мышления, интеллекта, внимания, памяти) сочетается с расторможенностью влечений (полового, пищевого), признаками синдрома лобной доли (дурашливостью, эйфорией, отсутствием критики).
  6. Параноидный – скрытность, подозрительность, бредовые идеи сохраняются, критика к своему состоянию отсутствует.

Симптомы

При нарастании дефекта происходит неуклонный регресс личности, инфантилизация. После выхода из стадии обострения, общее состояние больного улучшается, но ядро личности разрушено, возврата на прежний, доболезненный уровень не происходит.

Резко снижается критика к своему состоянию, способность адекватно оценивать свои действия. Появляется неряшливость, больной может лазить по помойкам, собирать хлам, неделями не мыться, не убирать квартиру. Постепенно резко снижаются навыки самообслуживания.

Нарушены когнитивные функции. Наблюдается разорванность мышления – больной не заканчивает фразы, перескакивает с одного на другое, речь бессмысленная. Часто шизофазия наполнена символизмами: определенные предметы являются символами для больного. При виде этих предметов больной произносит фразы, понятные только ему (посторонние не понимают смысл сказанного).


маскообразное лицоНарушается интеллект. Снижается способность к синтезу и анализу, творческий потенциал. Больной не в состоянии что-то планировать. Речь обеднена, при затянувшемся процессе пациент что-то бессвязно бормочет.

Мимика оскудевает, у больного маскообразное лицо, он не реагирует на чувства других людей, эмпатия (сопереживание отсутствует). Нарушается волевая сфера – у пациента пропадает интерес к окружающему, желание что — то предпринимать.

Дефект бывает различной степени тяжести. При глубоком шизофреническом дефекте дефицитарная симптоматика (полная утрата психических функций) достигает пика, человек становится инвалидом.

Дефект у детей

В детском возрасте диагноз «Шизофрения» поставить довольно сложно из — за атипичного протекания, схожести симптоматики с другими расстройствами. Критерием постановки диагноза служит наличие дефекта и его степень.

Причины развития дефекта в раннем детстве:

  • с одной стороны – шизофрения (протекающая скрыто или явно), чаще всего, обусловленная наследственной предрасположенностью;
  • с другой – органическое поражение развивающегося головного мозга, влекущее задержку психического развития.

В зависимости от преобладания той или другой причины, на первый план выходит олигофренная, аутистическая симптоматика или психический инфантилизм.

У детей дефект протекает тяжелее, чем у взрослых.

1–2 года. Нарастание аутистической симптоматики – уход в себя, отрешенность, отсутствие реакции на окружающих, хаотичное размахивание руками, стереотипии, раскачивание. Дети утрачивают приобретенные навыки ходьбы, речи.

утрата речи3–4 года. Наблюдается эмоциональное оскуднение, резкое снижение активности, утрачивается интерес к окружающим, играм, радость от общения с близкими. Появляется неопрятность, малыш перестает сам одеваться, есть, ходить в туалет. Стереотипии продолжаются – раскачивания, кружения, потирание рук. Речь становится бедной, скудной, по мере прогрессирования – бессмысленной. Может наблюдаться полная утрата. Дети очень болезненно реагируют на смену распорядка, обстановки, боятся езды в транспорте.

При злокачественном течении у детей до 5 лет дефицитарная симптоматика нарастает за 3–6 мес.

Для дошкольников и младших школьников характерно сочетание хрупкости психики с ригидностью. Ребенок чрезвычайно раним, очень переживает по незначительному поводу. Ригидность заключается в трудности переключения с отрицательных переживаний, застревании на проблемах, неумении отреагировать эмоции.

В структуре дефекта у детей всех возрастов (в том числе и подростков) часто наблюдаются явления психического инфантилизма, проявляющиеся не соответствующим возрасту поведением (сосание пальцев, одежды, яктации, лепечущая речь, детскость интонаций, симбиотическая привязанность к матери).

Диагностика

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, о стойком дефекте при остаточной шизофрении можно говорить, если в течение года наблюдалось не менее 4 негативных признаков:

  • уплощение аффекта – эмоциональное равнодушие, холодность, утрата способности к эмпатии – сопереживанию чувствам другого человека;
  • невыразительность мимики снижение двигательной активности;
  • отсутствие побуждений к действиям;
  • бедность речи, малословность;
  • невыразительность мимики (маскообразное лицо), жестов, голоса;
  • равнодушие к своему внешнему виду.

Необходимо дифференцировать дефект шизофренический с:

  • деменцией, при которой память и способность к пониманию снижены, наблюдается эмоциональная несдержанность, застревание на мелочах, повышенное внимание к быту, уюту, заострение прежних черт характера;
  • эпилептическим изменением личности, характеризующимся сочетанием взрывчатости, дисфории и торпидности, патологической аккуратностью, злопамятностью, мелочностью;
  • синдромом госпитализма (длительным вынужденным пребыванием в больнице, интернате), имеющим схожие проявления. Отличие состоит в эмоциональной лабильности (если при дефекте уплощение аффекта, маскообразное лицо постоянны, – больной госпитализмом при определенных обстоятельствах «оживает»). В отличие от шизофренического дефекта, все изменения обратимы;
  • хронической депрессией – когнитивные функции снижены незначительно, утрата навыков самообслуживания, неряшливость не обусловлены дефицитарной симпотоматикой, не достигают крайней степени. Весь симптомокомплекс устраняется правильно подобранным лечением.

Лечение и профилактика

Тактика лечения зависит от степени тяжести дефекта. Терапия направлена на восстановление и поддержание работы мозга (ноотропы), устранение остаточных явлений продуктивной симптоматики (малые дозы нейролептиков), общую седацию (транквилизаторы, седативные средства), укрепление организма (витамины, микроэлементы).

Показана семейная форма психотерапии, в которой родственникам разъясняется суть патологии, важность поддержки и помощи больного. Хороший эффект дают специальные тренинги для родственников таких больных, на которых они видят, что не одиноки в своей проблеме, делятся опытом ухода за больным, приобретают новые навыки.

тренингБольшое значение играет трудотерапия, занимающая несколько часов в день ежедневно на территории дневного психиатрического стационара. Пациенты трудятся в мастерских, работают в саду, парке, затем обедают, получают назначения, уходят домой. Они чувствуют свою необходимость, самореализовываются, общаются с другими.

Арттерапия, включающая танцевальную, музыкотерапию, рисование, лепку оказывает огромное положительное воздействие на психику пациентов.

Все виды психотерапии рекомендовано начинать как можно раньше, сразу по выходе из острого периода, в начале ремиссии. В состоянии глубокого шизофренического дефекта этот вид лечения неэффективен.

Как предотвратить формирование дефекта

Всегда ли исходом шизофрении является дефект? Или его можно предотвратить? Комплексный подход к лечению шизофрении, следующие факторов способны предупредить формирование дефекта или ослабить его проявления

  • правильно подобранные медикаменты в активный период болезни, не снижающие энергетический потенциал, не ослабляющие психические функции больного. Лечащему врачу необходимо тщательно подбирать дозировки и регулировать длительность приема каждого препарата;
  • интенсивный курс психо — и социотерапии в период ремиссии;
  • поддержка и понимание больного в семье, близкими друзьями;
  • ограждение от стрессов.

А. К. Плавинский с соавторами рекомендует заменить термин «щизофренический дефект» на «шизофреническую дисфункцию», подразумевающую обратимость процесса.

Автор статьи: Вейц Алина Эмильевна, врач — психиатр, кандидат психологических наук



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 × 2 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.