Нарративная терапия: суть такого подхода, его основные понятия и идеи, упражнения

«Нарратив» с английского языка означает «рассказ». Это понятие позаимствовали из философии для зарождения направления в 80-х годах ХХ столетия. Нарративная терапия – это результат многолетней работы австралийских психологов Майкла Уайта и Дэвида Эпстона. Однако нарративная практика и ее идеи использовались еще до их главных основателей.

Суть нарративного подхода

Рождаясь на свет, человек не имеет сформированной системы оценочного суждения. Он не ставит границы между добром и злом, между правильным и неправильным.

беседа психолога с пациенткойТолько с развитием в социуме, мы начинаем относиться к людям и их поступкам, ситуациям с определенными чувствами, анализировать их. Формируется комплексное мировоззрение.

Сдают нервы?

Ощущаете постоянную усталость, депрессию, и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто...

Рассказывает наша читательница >>>

В голове выстраивается логическая цепочка нашей жизни: прошедшие события, полученный опыт, нынешнее состояние, планы на будущее, цели. И каждому хочется, чтобы все гармонично связывалось между собой.

Но не всегда сюжет жизни включает только те события, который можно понять логикой и принять их. Часто случаются такие вещи, которые не можем осознать. Поэтому не воспринимаем, выталкиваем их за границы нашей памяти, игнорируем.

Причинами могут послужить:

  • авторитарное воспитание родителей;
  • специфика личности (темперамент и характер);
  • ограниченность развития мировоззрения;
  • навязывание общественного мнения;
  • переживание горя из-за утраты;
  • уровень культуры окружающей среды.

Если человеку удается принять события, взглянуть на них с другой точки зрения – это расширяет кругозор; дает возможность проанализировать ситуацию по-другому; принять ее; сформировать, как новый опыт. Этим и занимается нарративная психотерапия.

Краткое описание подхода

Основная форма работы с клиентом – это беседа. Он рассказывает историю своей жизни в том ключе, который всегда видел и воспринимал. Терапевт задает вопросы для уточнения тех или иных моментов.

Над каждой важной ситуацией нужно остановиться, все детально описать. Если клиент рассказывает за какое-то свое действие, то должен сказать и что чувствовал тогда, какие были мысли, что побудило его. Дальше рассматривается участь других персонажей в этом моменте. Попытаться описать их как можно обширней и красочней.

рассказ о себе психологуВозможно, у клиента есть происшествие в жизни, которое воспринимается с сильными негативными эмоциями. На нем психотерапевт останавливается дольше для того, чтобы человек мог увидеть хотя бы 1-2 точки зрения с позитивной, или же нейтральной стороны. Это может быть изначально неправильная трактовка действий, или не вынесено умозаключение, нет сформированного опыта. Все это нужно исправить и настигнуть.

Если клиент винит себя в каком-то повороте жизненной линии или настоящем состоянии, то терапевт пытается показать, сколько факторов влияло на ту или иную ситуацию. Поясняется, что нельзя винить во всем исключительно себя.

К работе могут подключать других людей, которые брали участие в жизни клиента. Таким образом, они делятся своими настоящими чувствами. Центральная персона терапии может сравнить и исправить тот образ, который сложился у него в голове.

Основные понятия и идеи

Каждая психологическая терапия имеет свои специфические понятия и идеи, на которых она основана. Нарративная практика (терапия) базируется на таких тезисах:

  1. Объективизм – это то, чего трудно достичь в реальности. Каждый человек видит мир под своим углом, субъективно. Поэтому, чтобы попытаться понять, нужно учесть социальные, культурные и исторические обстоятельства, в которых происходил сюжет.
  2. Жизнь одной особи считают полиисторической. То есть, один сюжет можно увидеть в разных красках. Каждая линия и взгляд на ней борются, чтобы быть главными и единственными в голове человека.
  3. «Уникальные эпизоды» — это опыт в истории, который не удосуживается внимания клиента. Их важно распознать и вытянуть на поверхность.
  4. Приобретение опыта возможно только тогда, когда человеку до этого момента он был совсем неизвестен.
  5. Сам клиент является экспертом в своей сюжетной линии и может выбирать, актуальны ли другие точки зрения, имеют ли они право на существование.
  6. Повествование клиентаПовествование может развиваться в разном направлении и формате. Ведущий сеанса должен подстроиться под выбор клиента, а не настаивать на своем авторитарном мнении.
  7. Центральная фигура – это клиент, его опыт, знания, ценности. Но психолог может уточнять важные моменты, приостанавливать и сосредоточить на каком-то месте.

Такой вид терапии предполагает полное принятие клиента. Отсутствие контроля со стороны терапевта. Сеанс развивается не поэтапно и плану, а имеет вольное течение.

Принцип действия

Нарративная практика (терапия) пользуется рядом принципов вне зависимости от специфичности проведения сеанса:

  1. Экстернализация – вынесение проблемы наружу. Ее можно персонифицировать, дать отдельное название или полноценное имя. Клиент должен проанализировать ее, установить причинно-следственную связь. Также озвучить то, как проблема повлияла на человека, а человек – на нее.
  2. Деконструкция – клиент осознает, что именно он является автором сюжета. Это подтверждается с помощью конкретизации мировоззрения человека, которое легло в виденье истории. Доказывается субъективный взгляд.
  3. Работа со свидетелями – на сеанс приглашаются участник ситуации, чтобы они могли рассказать сюжет со своей стороны. Также центральная особь спрашивает о том, какие были впечатления от его личного рассказа. Если нет возможности реального общения, то клиент может сам попробовать представить себя другим человеком, посмотреть чужими глазами.
  4. Организовываются онлайн-сообщества, где человек делится своим рассказом, а другие – своим взглядом, похожим опытом. Таким образом, происходит обмен знаниями; клиент понимает, что не он единственный, кто попал в такую ситуацию; мнение терапевта не кажется исключительно правильным.

Методы работы в нарративном подходе

Если сеанс проводится индивидуально, то, как правило, в формате обычного повествования. Естественно, должны соблюдаться вышеперечисленные принципы.

Но при проведении групповой терапии существует целый ряд эффективных методик. Они представлены различными упражнениями. Некоторые из них:

  1. Участвуют три человека, которые должны разыграть чью-то историю. Один представляет собой саму проблему; другой – человека, которого она коснулась; третий – корреспондент, который пытается узнать, что между ними произошло. Потом они меняются ролями и обыгрывают ту же ситуацию для рассмотрения всех позиций. Дальше сюжет, который волнует другого участника.
  2. групповая психотерапия Нужно выбрать какую-то сферу жизни. Взять несколько бумажек и написать на них стереотипное мнение, позицию (это помогают делать другие участники). Сложить в кучу. Центральная особь вспоминает небольшую ситуацию со своей жизни из выбранной ранее сферы. Потом тянет бумажку, читает, и пытается взглянуть на свой выбранный сюжет в призме стереотипа или чужой позиции. Стоит оценить, насколько такая точка зрения вам свойственна, нравится ли она вам.
  3. Один человек рассказывает о своей ситуации, в которой он не уверен – не знает, чем мог быть мотивирован, что лежит в основе его действий. Другие участники должны высказать свое мнение, что это могло быть, на основе какого жизненного опыта.
  4. Центральная особь рассказывает начало небольшой волнующей ситуации. Остальные участники должны придумать возможные окончания, используя исключительно свою позицию относительно сюжета. Таким образом, рассказчик посмотрит на альтернативные варианты поведения.

Терапевт-психолог должен хорошо чувствовать группу, чтобы создавать план будущего сеанса. Наблюдать за происходящими действиями, внимательно слушать, но не вмешиваться.

В конце занятия проводится рефлексия. Спрашивают, что понравилось, а что нет; какой опыт получили участники; удалось ли разрешить свою проблему, посмотреть под другим углом.

С какими проблемами работает нарративный подход

Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.

Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.

семейный подходВзаимоотношения в школе, университете или на работе тоже могут поддаваться разрушению. Поэтому, эффективным будет групповой тренинг.

В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.

Показания к применению

Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров.

Также терапевты работают с такими случаями:

  • тревога;
  • депрессия;
  • синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • анорексия;
  • булимия;
  • другие психические болезни.

Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.

В чем отличия нарративного подхода от других

Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.

Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.

Как правило, клиент воспринимается, как человек, имеющий расстройство. Но в этом современном направлении пришедшего человека на сеанс принимают безо всяких предрассудков. Терапевт относится к нему, как к практически здоровому. Это сразу снимает напряжение с клиента, он чувствует себя комфортно, свободно и более уверенным.

на приеме у психологаЕсли классический подход больше уделяет внимание чувствам, переживаниям, внутреннему миру человека, то тут главное место обсуждения занимают действия клиента. Проводится связь между интересом и тем, как человек поступил.

Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.

Современное состояние нарративного подхода

Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.

Как проявляется положительный результат

Прежде, чем прийти к терапевту-психологу, человек ставит перед собой цель, которую хочет достичь на сеансе. Ее обговаривают во время первой встречи.

Только клиент может судить, когда стоить закончить терапию. Почувствовать эффективность можно и после первого занятия, если была одна небольшая проблема, на которую удалось посмотреть под другим углом. Или кому-то понадобится несколько сеансов, чтобы разобраться в более глобальных ситуациях и заняться самоанализом.

Отзывы

В эру интернета сложно утаить какую-то информацию. Создаются различные сайты, где в свободном доступе можно почитать обо всем. Также есть форумы, где люди делятся своим опытом и знаниями из разных аспектов.

Отзывы о психологической терапии – одни из часто затрагиваемых. Поскольку очень важно знать о тренингах, сеансах, направлении прежде, чем туда пойти. Человек должен понимать, какой подход поможет справиться с его личными проблемами и положением.

Все чаще можно увидеть положительные отзывы об нарративной терапии. Клиенты радостно делятся своими успехами после прохождения сеансов. После групповой терапии не только решаются проблемы каждого участника, но и повышаются коммуникативные навыки, понимание друг друга.

Из-за все большего количества людей на конференциях и лекциях можно сделать вывод о том, что участники делятся позитивным опытом, своими отзывами с другими. И уже в следующий раз, когда будет лекция по рассказам, придут вместе с ними.

Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

девятнадцать − семнадцать =