НЛП: основные приемы в общении и установки распространенных техник

НЛП (нейролингвистическое программирование) – одно из наиболее спорных течений психологии, которое рассматривает и переосмысливает способы передачи информации и включает в себя набор определённых практических техник, направленных на достижение успеха в широком смысле этого понятия. Основные приёмы НЛП построены на усвоении и определённого рода возможностях принятия «вычлененных» готовых моделей успешной деятельности на уровне копирования различных уровней поведения: вербального или невербального.

Многие учёные до сих пор дискутируют по поводу научной обоснованности данного направления. Поскольку НЛП выступает, скорее, как набор техник и принципов, а не как целостный подход. Ряд исследований, проведённых в лабораторных условиях, не показали ожидаемых результатов. Тем не менее, если спросить всё же что такое НЛП? Многие тренинговые и коучинговые компании скажут, что это наиболее быстрый и для многих лёгкий вариант достижения поставленных задач.

Различия в восприятии информации

НЛП для начинающих является настоящим открытием в «понимании непонимания». А именно, объяснении почему некоторые люди воспринимают одну и ту же информацию или событие по-разному, даже не обладая при этом личным негативным опытом, который мог бы исказить восприятие. Всё дело в том, что люди имеют одну из трёх ведущих систем восприятия:

  1. манипулирование человекомВизуалы получают большую часть упомянутых данных из образов. Чтобы понять, что кто-то относится к этой группе, стоит проанализировать его выражения. В них обязательно будут присутствовать выражения, связанные с визуализацией пространства и даже времени; например, «смутный», «отчётливый», «тёмный», «яркий».
  2. Аудиалы опираются при обработке окружающей действительности на звуковые сигналы. В их описаниях обязательно присутствуют выражения: «громкий», «тихий», «благозвучный», «звучать», «слышать» и т.д.
  3. Кинестеты должны «пощупать этот мир». Для них важнейшим фактором является комфортность/некомфортность физиологическая, через которую они и оценивают обстановку. Поэтому в речи будут присутствовать понятия «тёплый», «уютный», «мягкий», «комфортный», «ощущать», «трогать», «чувствую» и т.д.

Так вот эти каналы получения информации называются модальностями: зрение – модальность визуальная; слух – аудиальная, ощущения — кинестетическая. Однако, даже люди одной модальности не всегда одинаково воспринимают информацию. Поэтому различаются ещё и субмодальности НЛП, то есть различия внутри одной модальности.  Визуальная модальность может отличаться по субмодальностям:

Важный факт:

Крепкий сон - лучший способ укрепления нервной системы. О том, как легко засыпать вечером и легко просыпаться утром, рассказывает известный врач>>>

  • яркости и контрастности;
  • цвета и оттенка;
  • размера и объёма;
  • положения;
  • резкости и фокуса и т.д.

В аудиальной модальности существуют свои субмодальности, такие, например, как:

  • получение информациигромкость;
  • тембр и резкость звучания;
  • моно или стерео и т.д.

Кинестетическая модальность так же неоднородна и включает субмодальности:

  • размер;
  • интенсивность;
  • качество (сжатие, распирание, вибрация);
  • температура (холод, жар, тепло);
  • местоположение и т.д.

Субмодальности, по мнению авторов, являются способом получения и кодировки информации, но не вмешиваются в содержательную часть получаемых данных. Таким образом получаются быстро доступные коды хорошо — плохо, приятно — не приятно, свой – чужой, важно — не важно. Это позволяет не вываливать всю информацию про данного конкретного человека или действие к постоянному переосмыслению. Мы не задумываемся про всё то, что сделал конкретный человек нам. Мы просто осознаём: свой – чужой, хороший – плохой, любим мы этого человека или равнодушны к нему. А, возможно, и вовсе ненавидим.

Если провести простой эксперимент: представить толпу, а в ней одного знакомого человека. Или представить клумбу и на клумбе один любимый цветок. Удивительно, но и близкий человек и упомянутый цветок будут выделяться: они будут более яркие, контрастные или выпуклые. Это особенности кодировки. Управляя субмодальностями, мы можем изменять отношение к происходящему событию, коллективу или ситуации. Например, представив мешающий звук, с помощью изменения контрастности, можно изменить его восприятие. «Разукрасив» серый и колючий коллектив, можно изменить негативную обстановку. Но работать можно и на более высоком уровне, например, управляя субмодальностями, повышать творческий потенциал, работоспособность и даже пьянеть без алкоголя или, наоборот, убирать состояние опьянения. Некоторые авторы упоминают о возможности избавления таким образом от хронических заболеваний. Однако, некоторые психологи выступают с резкой критикой таких статей. Ведь отношение и восприятие болезни не всегда убирает саму её причину.

Стоит сказать, что одна ведущая система в реальной жизни зачастую вытесняет другие. И это неиспользование грозит как негативностью для самой личности, так и проблемами в отношениях с другой. Например, человек с исключительно ведущим зрительным восприятием мира может, что говорится «слушать, но не слышать». При этом, усталость и истощение своего собственного организма может им так же не замечаться в связи с недостаточностью кинестетического опыта.

Почему у людей может вытесняться тот или иной процесс восприятия – сказать сложно. Часто это индивидуальный момент. Но НЛП технологии предлагают, как раз, не выискивать первопричины, а постигать модели перепрограммирования своего поведения. Поэтому, тренера НЛП говорят, что это самый быстрый способ:

  • управление сознанием человекаобретения контроля над своими страхами;
  • к изменению отношения вообще к жизни;
  • повышения самооценки и качества жизни;
  • повышения уверенности;
  • усвоению «удачных» моделей.

Поэтому, желая разговаривать с людьми на их уровне, например, для поднятия уровня продаж, ряд тренингов может быть направлено на «подключения» других систем восприятия, следовательно, передачи информации. Этим, например, часто пользуются рекламщики. Замечали ли вы, что рекламный ролик всегда:

  • чуть громче, чем основная передача;
  • имеет яркую, насыщенную, позитивную зрительную картинку;
  • имеет отсылку к ощущаемым удовольствиям.

Таким образом, рекламный продукт призван говорить со всеми людьми «на их языке», чтобы побудить их к покупке. Это один из примеров НЛП техники воздействия на человека.

Однако, это только начало. Создано много интересных узконаправленных подходов. Например, НЛП для женщин. В основном подобные издания предлагают общую или даже пошаговую инструкцию к «прочтению» состояния и желаний мужчины путём отмечания определённых сигналов, как вербальных, так и невербальных. А также описывают построение моделей общения.

Основная схема зарождения страха, на которую можно влиять

НЛП программирование считает, что любая фобия или проблема проходит три этапа своего зарождения. Зрительная фантазия или восприятие – звуковая фантазия или «подслушанность» – кинетическая фантазия или ощущение. Например, для развития ревности, человек сперва «рисует» в голове измену, затем у него возникают «идеи» слов, которые будут произносится. А затем накатывает ощущение ревности, обиженности, страха, ненависти и т.д.

То же касается фобий. Человек, который, например, боится выступать перед аудиторией, «видит» предстоящую картинку своего провала, «предполагает» насмешки в свой адрес и у него возникает чувство беспомощности, оцепенения, страха. НЛП методики могут быть направлены на прерывание этой цепочки. Например, при описании тревожных образов, включается позитивная и отвлекающая музыка, которая не даёт сосредоточиться на представлении негативных аудио образов, поэтому в итоге не получается конечные деструктивные ощущения. Многие ораторы перед своим выходом, обученные по такой системе, начинают в момент волнения насвистывать или напевать что-то весёленькое.

Техники НЛП

НЛП практика, на самом деле, имеет целый ряд различных техник. Нет возможности описывать все. Стоит упомянуть самые распространённые. Например, «засвечивание». Когда негативный образ, сконцентрированный в картинке, представляется постепенно в всё более размытом и блёклом цвете, как будто мы засвечиваем кадр из плёнки. Таким образом и негативизм переживаний постепенно «тускнеет».

Ещё один метод называется «двадцать лет спустя». Он применяется в случае, когда человек переживает очень острую ситуацию. На всё это предлагается взглянуть, как бы с опыта прошедших лет. Как правило, упомянутая ситуация расценивается уже как гораздо менее значимая.

нейролингвистическое программирование Основная установка заключается в том, что негативный опыт – не точка, которая говорит оставить все попытки, а шанс найти более правильную стратегию. Интересным феноменом является НЛП якорение. Побуждение необходимого позитивного состояния закрепляется постановкой НЛП якоря. Чаще всего им может являться определённое прикосновение. При дальнейшем использовании такого же рода прикосновения в ситуациях крайнего негатива, получается пересечение упомянутого «плохого полюса» и восстановленного с помощью якоря «позитивного воспоминания», в результате чего большая часть негатива гасится.

Приемы НЛП в общении так же крайне разнообразны. Одним из примеров можно упомянуть слова-ловушки. К ним, в частности, относятся такие слова как «знаете», «понимаете», «осознаёте» и т.д. Они автоматически призваны искать более глубинный отклик и заставляют вас «покопаться» в себе, а значит и не пропустить информацию. «А знаете ли вы, что Ваня любит мясо с кровью»? Нет, вы этого не знаете! Но, информация уже отложилась у вас в голове, потому что потребовало оценочных суждений. А если бы вам просто про это сообщили, вы забыли бы это через три минуты.  «А понимаете ли вы, что, купив именно эту книгу у нас, вы получите скидку в целых 10%?» Да, человек это «понимает» и гораздо чаще покупает…

Кроме того, как уже упоминалось ранее, часть считываемой информации идёт у нас подсознательно: по позе, жестам, мимике. Всё это учитывается и прорабатывается. Технология НЛП позволяет наработать уже готовую поведенческую схему «успешного…». Подставьте сами кого. Но, всё же чаще оратора различных областей.

Люди лгут постоянно, как же это определить?

Как ни удивительно эту звучит, но люди лгут постоянно. Более того, «лжи во благо» мы учимся с самого детства. Помните, когда в школе вам жутко не нравится один ребёнок и вы готовы говорить, что он гадкий, злой, кривой, косой или ещё какой-нибудь. Что при этом делают окружающие? Грозят вам пальцем и требуют держать своё мнение при себе. Со временем мы обучаемся этому. Представьте, что вы приходите на работу и выдаёте начальнице, что она в своём новом костюме похожа на зелёного гиппопотама. Что будет? Как минимум – скандал, как максимум – вы останетесь без работы.

Хочешь встретить хорошего человека и удачно выйти замуж?

Есть надежное средство, помогающее привлечь любовь в свою жизнь. Эту историю о своем семейном счастье рассказала обычная учительница из небольшого города...

Читать далее >>>

Таким образом, ложь используется потому что люди хотят:

  • мысли в головеподдержать дружеские отношения или избежать конфликта;
  • привыкли использовать социально одобряемую модель;
  • казаться лучше, чем есть;
  • иметь финансовую выгоду и т.д.

Но, иногда очень важно обнаружить несоответствие между тем что говорит человек и что он реально про это думает. Эти методы называются калибровка НЛП, или соотнесение внешних признаков и реального внутреннего переживания субъекта. Например, на важнейших переговорах, человек считывает, что все те «безусловные ковришки» и «беспроигрышный вариант» представляет человек, который едва уловимыми движениями, мимикой или пантомимикой выдаёт факт, что сам не уверен в этом. Стоит ли тогда подписывать контракт и соглашаться на условия, вкладывая немалые деньги? Или другой пример, человек утверждает, что ему всё интересно, и при этом выдаёт сигналы полного безразличия. А ведь при помощи НЛП калибровки и подстройки под собеседника процесс коммуникации может стать намного более конструктивным.

Однако, как и подстройка всех приборов, калибровка требует изначальных критериев. Хотя существуют основные показатели, всё равно факты полного согласия сперва отслеживаются путём простых вопросов, на которую смотрится упомянутая реакция согласия. И тогда уже, прокалибровав основные реакции на основные факторы, отслеживается обратная связь на важные вопросы.

Почему так много критики?

Пожалуй, с этими наработанными схемами и связаны все те негативные НЛП отзывы, которыми пестрят недоброжелательно настроенные сайты, газеты и даже научные издания. Человек фактически приходит не разобраться в своей глубинной проблеме как таковой, а решить насущные проблемы, зачастую путём более эффективного влияния на другого человека. А если при этом упомянутая личность – новоявленный мессия или аферист? Что получается в тех случаях, когда они обретают такие же рычаги влияния? Наверное, ничего хорошего. Но, как говорится, электричество тоже может давать свет и тепло, а может включаться во время казни на электрическом стуле. Так что стоит ли делать такие обобщения и выводы – дело исключительно каждого. Главное, чтобы они не строились лишь на неправдивых отголосках.

Мастера России

Один из наиболее популярных отечественных мастеров Александр Герасимов, утверждает, что чтобы понять НЛП, условно его название можно разделить на:

  • понимание нейропроцессов, отвечающих за переработку и хранение информации в нашем мозге;
  • понимание правил построения лингвистических или языковых форм, способствующих более конструктивному общению;
  • определение более чётких «программ» или шагов, направленных на достижение определённой цели.

Если вы считаете, что НЛП не доступно для начинающих, обратитесь к книгам по НЛП Андрея Ковалёва. Интересно, что его книги «Мы родом из Страшного детства» разбираются определённые сценарии, которые мешают человеку добиваться успеха, и которые являются отголосками детских переживаний. Автор также предлагает целый ряд разнообразных методов для работы с Внутренним ребёнком и выработку успешной стратегии поведения.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

четыре − четыре =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.