СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания): причины, признаки и лечение

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (сокращенно СДВГ) – наиболее обсуждаемая проблема профессиональных сообществ и родителей. В международном классификаторе болезней этому состоянию присвоен шифр F90. Предыдущее историческое название – минимальная мозговая дисфункция головного мозга или ММД. СДВГ находится на стыке неврологии и расстройства поведения, начальные проявления которого можно заметить уже в младенчестве. Характеризуется он триадой симптомов: трудность концентрации внимания, двигательная гиперактивность и импульсивность поступков, которая практически не управляется ребенком.

Споры о том, существует ли эта болезнь на самом деле, не утихают с 70-х годов прошлого века и до сих пор, несмотря на множественные научные исследования. Мнения врачей, родителей и педагогов регулярно сталкиваются, поскольку на сегодняшний день нет объективных показателей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть СДВГ. К обсуждению подключаются общественные деятели и средства массовой информации. Существующие критерии диагностики СДВГ базируются на опыте и субъективных впечатлениях специалиста, а инструментальных либо лабораторных методов диагностики не существует. Частота СДВГ у детей и подростков доходит 10% от всей численности населения, причем у 60% из них расстройства продолжаются во взрослом состоянии. Педагоги и врачи утверждают, что количество гиперактивных детей увеличивается год от года. Мальчики страдают чаще, чем девочки, соотношение полов примерно 3:1.

Почему возникает гиперактивность?

Единой теории возникновения СДВГ нет. В последние годы все большее внимание уделяется наследственным причинам. При пристальном изучении семьи, в которой растет ребенок с СДВГ, обязательно обнаруживаются родственники либо с явными расстройствами характера и личности, либо люди с трудностями социальной адаптации. Печально, что многие из них так никогда и не обращались к психиатру либо психотерапевту для оказания специализированной помощи. Предубеждение общества оказывается сильнее стремления к здоровью.

мальчик гиперактивенРодители иногда прямо указывают на то, что какими-то чертами характера или способом поведения малыш напоминает им родственника – здравствующего или ушедшего. Это важное указание помогает врачу подобрать наиболее адекватное лечение СДВГ.

Некоторые родители, что называется, «бревна в глазу» не замечают. Реакции малыша могут быть просто «списаны» с одного из родителей, но лечить приводят именно ребенка.

Дополнительные факторы

Ученые и врачи-практики выделяют несколько факторов, которые могут повлиять на развитие плода и младенческое развитие, при котором в дальнейшем развивается СДВГ.

  1. Особенности протекания беременности. Дети с СДВГ чаще рождаются у матерей, которые пренебрегали нормальным образом жизни. Алкоголизация, курение, недостаточный сон, стрессы, лекарства – все это, несомненно, наносит вред плоду. Деление клеток у плода происходит практически каждую минуту, поэтому любая вредность в период беременности имеет такие фатальные последствия.
  2. Все проявления кислородной недостаточности. В условиях кислородного голодания внутриутробное развитие не может протекать без сбоев. Наиболее частая причина повреждений плода – фетоплацентарная недостаточность, когда плацента не справляется со своими функциями. Удушье может навредить плоду и в процессе родов, во время стремительного изгнания плода. Иногда кратковременное удушье возникает у плода при стимуляции родов из-за нарушений нормальной сократительной способности матки.
  3. Психологические причины. С момента рождения малыш адекватно реагирует на атмосферу семьи. Ссоры родителей, скандалы и разборки, сопряженные со снижением внимания к малышу, всегда негативны.
  4. ребенок невнимателенПедагогические установки. Приемы воспитания, подходящие одному ребенку, могут нанести вред характеру другого малыша. В воспитании не может быть шаблонов, методы педагогического воздействия должны подходить темпераменту и возможностям ребенка. Строгость, необходимая для одного, другого малыша, более покладистого, может просто сломать. И наоборот – ребенок с изначально сильным характером может помыкать более мягкими родителями.
  5. Питание и климат. Безусловное влияние этих факторов не доказано, но в южных регионах гиперактивных детей несколько больше.

Диагностические критерии

В каждой стране существуют свои особенности диагностики, но ориентиром служит DSM-5 или многоосевая диагностическая система, разработанная в США, наиболее подробный классификатор психических болезней.

Диагноз СДВГ устанавливается детям в возрасте 12 лет, не ранее. В нашей стране это делается с 6-ти лет, как было принято в 4-м издании DSM. При этом после первого обращения никаких заключений не делают, выжидают еще полгода. Если за это время интенсивность симптомов не меняется, то это служит основанием для установления окончательного диагноза СДВГ.

В нашей стране принято говорить о СДВГ только при явных нарушениях социальной и школьной адаптации. Если успеваемость ребенка не вызывает опасений и нет проблем общения со сверстниками, то речь об установлении диагноза не идет – даже при бросающейся в глаза гиперактивности.

По DSM-5 выделяют по 9 критериев невнимательности и гиперактивности с импульсивностью. Для установления диагноза СДВГ необходимо, чтобы у ребенка обнаруживались минимум по 6 признаков из 9 в каждой группе.

Установить и озвучить диагноз СДВГ имеет право только психиатр, все остальные специалисты могут только предполагать его наличие.

Избегать консультации психиатра неразумно, поскольку СДВГ «перерастают» только 30% детей и подростков, у остальных при отсутствии лечения расстройства характера и поведения остаются на всю жизнь.

Критерии невнимательности

Оценить наличие того или иного критерия может полноценно только врач-психиатр, имеющий сертификат и соответствующий опыт. Изложение критериев СДВГ в этой статье максимально приближено к оригиналу, но может служить только ориентиром для родителей.

  • не удерживает внимание на мелочах и деталях, небрежность и легкомыслие сказываются на всех видах деятельности, в первую очередь на школьной успеваемости;
  • игривый учениквнимание всегда удерживается с огромным трудом – как на занятиях, так и в свободное время, а также в периоды игр;
  • у взрослых складывается впечатление, что ребенок не слышит того, что ему говорят;
  • не может довести начатое дело до конца, будь то выполнение домашних заданий или мелких поручений, важно то, что ребенок понимает, что конкретно нужно делать, не противоречит и не протестует, он не может выполнить задание из-за отвлекаемости;
  • лишен самостоятельности, вернее не может без руководства выполнить задание (под заданием понимается не только школьный урок, но и обычные бытовые дела – собрать посуду, игрушки, привести в порядок книги или вынести мусор);
  • старается даже не начинать дело, которое требует длительной концентрации внимания;
  • «маша-растеряша» — вещи, необходимые в ежедневном обиходе, постоянно теряются. Это один из постоянных признаков СДВГ;
  • постоянно отвлекается на все происходящее рядом, независимо от важности событий;
  • «забыл» — самое популярное слово и оправдание. Ребенок действительно не запоминает того, что ему говорят.

Критерии гиперактивности

То, что кажется симптомом СДВГ в одной семье, для другой может оказаться нормой. Поэтому объективная оценка расстройств – дело исключительно опытного психиатра, у которого перед глазами прошли разные пациенты с нарушением внимания, поведения и памяти. Родственники и знакомые, педагоги и врачи соматического профиля не вправе квалифицированно судить о том, есть у малыша СДВГ или нет.

  • двигательное беспокойство – неустанно крутится на стуле, двигает кистями и стопами;
  • без разрешения встает с места во время урока, в кинотеатре или в любом другом месте, где нужно некоторое время посидеть;
  • двигательное беспокойстводвигательная активность не имеет цели и выглядит как хулиганство – пытается влезть туда, куда нельзя, бегает там, где все спокойно сидят, находится в постоянном движении;
  • будучи предоставлен сам себе, не может заняться тихой игрой или спокойным развлечением, нужны постоянные движения;
  • напоминает человека «с мотором», который никогда не останавливается;
  • болтливость, часто неуместная;
  • в беседе отвечает с опережением, не дослушав вопрос до конца, отчего часто отвечает невпопад;
  • не может находиться в очереди, постоянно выбегает;
  • бесцеремонно вмешивается в игры и беседу других детей и взрослых.

Симптомы СДВГ устанавливаются не только после опроса родителей, опекунов и других родственников, но и во время длительного наблюдения за ребенком.

Необходимость обращения к врачу

Каждый ребенок рождается с собственным характером, иногда кровные братья и сестры радикально отличаются друг от друга. Природа может перемешать и соединить генетический материал в какой угодно комбинации. Поэтому родителям крайне трудно разобраться в том, что в поведении ребенка является упрямством и непослушанием, а что привнесено в его поведение природой и генами ранее живших родственников.

Для спокойных и флегматичных семей, которым не свойственен живой интерес к текущей жизни, непоседливый и непосредственный ребенок может казаться ненормальным, хотя на самом деле таковым не является.

Возможно, ребенок не может удержать внимание из-за нагрузок, которые взрослому кажутся несложными – длительной поездки, перерыва в еде, калейдоскопа впечатлений. Крайне неблагоприятно, когда «сходятся» несколько факторов. Например, малыш перенес внутриутробное кислородное голодание и растет в очень строгой семье с недостаточным количеством внешних выражений любви. Шансы заполучить СДВГ у такого ребенка гораздо выше, чем у растущего в теплой и прощающей семье.

Оценить соотношение природных задатков ребенка и ситуации в семье может только психиатр, от него же можно получить дельные советы о том, как справиться с СДВГ.

Просвещение родителей

Это то, с чего начинается лечение. Родители по мере роста ребенка пребывают во все большей растерянности, поскольку их меры не приносят никакого результата. Часто к СДВГ ребенка присоединяются выяснения отношений между родителями на тему «кто виноват».

с ребенком у врачаПервое, что делает врач – анализирует сложившуюся в семье ситуацию и тяжесть СДВГ у ребенка. Также родители должны окончательно уяснить, что ничьей вины в ситуации нет. Природе указывать невозможно. Кроме того, СДВГ – это не приговор, а особенности личности. Направив «бурю и натиск» ребенка в социально приемлемое русло, можно адаптировать его к нормальной жизни.

Огромного внимания заслуживает взаимодействие родителей ребенка с СДВГ и школы. Учреждение образования не будет приспосабливаться к слишком неусидчивому и быстрому ребенку, и лучший защитник малыша – родитель. Как бы ни было трудно, но с педагогом нужно обсуждать все нюансы поведения малыша и находить все возможные компромиссы.

Организация дня

Дети с СДВГ больше других нуждаются в упорядоченной жизни, в четком режиме и правильном распорядке. Для родителей это большая нагрузка, потому что расслабиться не получится никогда. Распорядок дня нужно соблюдать во все выходные и праздники, чтобы не «сбивать» режим. Для ребенка с СВДГ режим должен быть неизменным. Счастье, если бабушки-дедушки соглашаются взять такого ребенка на день-два, чтобы дать родителям передохнуть. Родители в такой семье нуждаются в отдыхе не меньше, чем их дети в режиме.

Утреннее пробуждение и сон должны наступать в одно и то же время, это поможет нездоровой нервной системе переносить дневные нагрузки.

Влияние питания на СДВГ постоянно активно обсуждается. Виновниками этого синдрома последовательно объявлялись сладости, пищевые добавки, различные аллергены. Однако последующие исследования не предоставили статистического подтверждения ни одной из «пищевых» теорий.

Из практики известно, что дети с СДВГ после употребления сладостей действительно становятся практически неуправляемыми, активность их многократно возрастает. Это объясняется не столько специфическим действием сладостей, сколько высокой калорийностью кондитерских изделий. Внутренний «мотор» ребенка получает массу энергии, и ее нужно как-то расходовать. Поэтому все педиатры в один голос рекомендуют сбалансированное питание, что полезно всем детям.

Несколько советов родителям

Есть простые правила, которые применимы для каждой семьи, в которой растет ребенок с СДВГ.

  1. Разговаривая с ребенком, опуститесь на уровень его роста. Выключите все лишние источники звука или уменьшите громкость. Разверните малыша к себе, смотрите ему в глаза. Говорите внятно и неторопливо. Так вероятность того, что он поймет требование, многократно повышается. Привлекайте внимание ребенка с СДВГ всеми способами.
  2. мать общается с сыномЗапреты могут быть только постоянными. То, что запрещено сегодня, не может быть разрешено завтра. Решение родителей не может быть «обжаловано» и отменено бабушками, тетками или другими родственниками. Воспитательные «качели» способны вывести из равновесия даже здорового, а не только малыша с СДВГ.
  3. Запреты должны быть обоснованы и понятны ребенку. В доброжелательной, спокойной, но неизменно твердой обстановке самый «разболтанный» малыш поневоле подтянется, следуя примеру взрослых.
  4. Безопасность и порядок всегда на первом месте. Уберите все, чем малыш может пораниться. Воспитывайте собственным примером. Невозможно требовать от ребенка упорядоченности, если у него перед глазами постоянный бедлам, в котором живут взрослые.
  5. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть ему по силам. Если нужно сделать что-то большое – уборку в квартире, например – разделите все действия на простые и короткие шаги, которые нужно сделать последовательно.
  6. Находите то, за что можно ребенка похвалить. «Ты заметил то, что я пропустила» — похвала жизненно необходима каждому малышу, она подтверждает то, что его любят.
  7. Утомляйте вечером. Если за день малыш не устал, со сном будут проблемы. Идите на прогулку, выпускайте во двор под присмотром, перенесите спортивные тренировки на вечер. Малыш, который под вечер «выдохся», с удовольствием идет в постель и дает отдохнуть всем домашним. СДВГ поддается тем же мерам воздействия, что и банальные капризы.
  8. Поход в магазин или в гости – лишний повод разъяснить ребенку с СДВГ те моменты, которые допустимы, и те, которых нужно избегать.

Психотерапия

Этот метод лечения необходим всей семье, а не только ребенку с СДВГ. Позиция некоторых родителей «Лечите ребенка, а все остальное вас не касается» в корне неверна. Малыш – плод не только любви, но всего клубка межличностных конфликтов, которые есть в каждой семье. Если люди не демонстрируются свой «скелет в шкафу», это не значит, что его там нет.

Без полноценной психотерапии СДВГ, расстановки семейных ролей, анализа скрытых причин и выгод улучшение ситуации невозможно. Если родители не хотят ни в чем меняться, то такая семья будет постоянно наступать на одни и те же «грабли», а ребенок превратится вначале в трудного подростка, а затем с высокой долей вероятности в асоциальную личность.

Психотерапия при СДВГ помогает принять существующую ситуацию и научает жить в ней, не терзая себя напрасными ожиданиями.

консультация психологаБихевиоральная терапия при СДВГ помогает справляться с сиюминутными проблемами. Это вид психотерапии учит поддержке, разрешать эмоционально значимые ситуации, прививает основы самоконтроля.

Психиатр демонстрирует общепринятые навыки общения, которые необходимы больному СДВГ в детском коллективе.

Медикаментозное лечение

В корне отличается в западных странах и у нас. Врачи США сразу после установления диагноза назначают психостимуляторы (дексамфетамин, метилфенидат и подобные). Они дают быстрый результат, помогая малышу при СДВГ концентрировать внимание. Однако отдаленные последствия такой терапии более чем сомнительны. Статистика доказывает, что большинство детей с СДВГ, получавших в качестве основного препарата психостимулятор, в последующие взрослые годы плавно переходят к злоупотреблению наркотиками, особенно амфетаминами. Знакомое с детства эйфоризирующее действие заставляет взрослых, ранее страдавших СДВГ, быстро наращивать дозы. Дискуссии по этому поводу разгораются на площадках англоязычных медицинских сообществ все чаще.

В нашей стране медикаментозное лечение предпочитают начинать с ноотропных препаратов, памятуя о том, что основа СДВГ – все-таки дисфункция мозговых структур. Такой подход оправдывает себя, хотя и требует длительного – иногда в течение нескольких лет — приема медикаментов при СДВГ.

В последние годы появилось много хороших отзывов о препарате «Стратерра», который является симпатомиметиком (увеличивает выделение нейромедиатора норадреналина). Препарат одинаково эффективен у детей при СДВГ и взрослых, у которых сохранился этот синдром.

Мягкие психостимуляторы применяются и в нашей стране, но в последнюю очередь, если никакие другие методы лечения результата не дали. Это препараты «Аддерал», «Декседрин», «Виванс», «Фокалин» и подобные. Иногда к ним добавляют антидепрессанты, но максимально коротким курсом. Назначать подобные препараты, корректировать дозу и тем более отменять может только квалифицированный врач, который понимает всю меру ответственности за маленького пациента с СДВГ.

Гиперактивность иногда продолжается и во взрослом возрасте. Она препятствует как устойчивым семейным отношениям, так и карьерному росту. Большинство таких взрослых заводят недолгие романы, не перерастающие в прочную семью. С работой тоже не очень, постоянная отвлекаемость внимания не дает возможности развиться глубокому интересу к тому, чем человек занимается. Такие взрослые поневоле оказываются на обочине жизни.

Родители, которые еще имеют возможность скорректировать гиперактивность своих детей, должны сделать все возможное во имя их будущего благополучия.

Автор статьи: Врач-психиатр, психотерапевт Небога Лариса Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

два × 3 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.