Дидаскалейнофобия – это фобия, характерная исключительно для школьного периода и переводится название буквально как «страх школы». К сожалению, эта болезнь редко обнаруживается родителями на своих начальных стадиях. А нежелание детей посещать учебное заведение объясняется через обычную лень или капризность. И все же при принципиальных и особенно демонстративных отказах в посещении школы родителям стоит присмотреться к своему ребенку.
Важно знать
В сегодняшней психотерапевтической практике можно заметить следующую закономерность – тревожно-фобические расстройства все чаще встречаются у детей. В общем, эти формы расстройств «молодеют».
Эта фобия не замечается взрослыми и по менее понятным причинам: многие думают, что если у ребенка есть психологическое нарушение, то его «сумасшествие» обнаруживается постоянно, в любых делах и с одинаковой выраженностью. К сожалению, в реальной жизни это не так. Фобии связаны с конкретными объектами-причинами, и если отгородить человека от объекта его страха, то его поведение (не всегда, но в большинстве случаев) внешне будет выглядеть вполне адекватным.
Игнорирование этой болезни – непростительное упущение со стороны взрослых. Во-первых, детская психика очень пластична и фактически находится еще на стадии становления и длительные патологические явления в итоге способны искалечить ребенка. Во-вторых, у детей с большей скоростью наступает состояние «изношенности» нервной системы, что способствует развитию вторичных патологий, вроде депрессии, астении, приступов паники и более тяжелых расстройств. Теперь охарактеризуем симптомы заболевания.
Симптомы
Как и большинство страхов, боязнь школы включает в себя «классический» набор предпанических состояний:
- трудности дыхания;
- спертость в груди, удушье;
- учащенный пульс, и сильное сердцебиение;
- повышенное потоотделение;
- тремор;
- мышечная астения;
- предобморочные состояния;
- побледнение лица и т.п.
В то же время эти симптомы обнаруживаются чаще всего при неотвратимости похода в «логово страха». В общем-то, они не проявляются. Их место занимает общая тревожность, разговоры о нежелании посещать школу и менее заметные вещи.
Также данная фобия связывается и с психосоматическими реакциями. У детей чаще всего жалобы касаются болей в животе, тошноты, головокружений, трудностей с дыханием и общим недомоганием.
Обратим внимание, что дети чаще, чем взрослые соматизируют (превращают психический недуг в телесный симптом) свои страхи. Участившиеся приступы астмы, появление язвенных признаков в желудке и сильные аллергические реакции без объяснимой внешней причины могут быть признаком психологического неблагополучия.
И весьма удивительное, но часто обнаруживаемое у детей проявление страха: боязнь школы зачастую переживается как нечто чуждое и ненормальное, ребенок начинает испытывать «страх в страхе» — возникает опасливое отношение к своим приступам. В особенности ярко такая боязнь обнаруживается у детей, которым четко дают понять, что их поведение абсолютно неприемлемо и ненормально.
И чем взрослее ребенок, тем острее он боится сойти с ума из-за своей боязни. Многие дети отдают все свои психические ресурсы на то, чтобы преодолеть боязнь школы, однако действует известный физический закон: сила действия равна силе противодействия. Чем сильнее ребенок пытается спрятать свою «аномалию», тем с большей вероятностью и силой она проявится.
В тревожном приступе такие дети обнаруживают либо повышенную и бессмысленную активность, либо же впадают в ступорозное состояние. Такие проявления должны быть вовремя замечены – ведь их трудно спутать с обычными капризами.
Причины страха
Сразу заметим, что крайне редко школьная фобия развивается ввиду единичной психологической травмы (в отличие от схожего страха – софофобии). Подобное фобическое нарушение развивается у детей, которые длительно и регулярно подвергаются травмирующим психику переживаниям. В момент, когда у ребенка не остается ресурсов на совладание с подобными ситуациями, развивается школьный страх.
Некоторые вероятностные причины развития страха школы:
-
издевательства со стороны школьного «тирана» — буллинг;
- жестокие шутки и давление со стороны коллектива школьников – моббинг (самый опасный период 4-5 классы;
- угрозы и насилие со стороны сверстников и старшеклассников;
- чрезмерная интеллектуальная загрузка ребенка (в том числе и помимо школы);
- давление со стороны педагогического коллектива;
- систематическое унижение ребенка (например, самый плохой ученик класса).
Также школьная фобия может обнаруживать в своей основе причины, никак не связанные со школой. Они чаще обнаруживаются у детей в неполных семьях, семьях с патологическими стилями воспитания и семьях со смещением ролевых позиций. Последнее (роли в семье) касается, например, ребенка, который занимает позицию «отца» ввиду отсутствия отца дома либо его патологических привычек. Фактически ребенок начинает брать на себя непомерную ответственность за благополучие семьи, а школа становится серьезной помехой на пути реализации такой роли.
Профилактика и лечение
Несмотря на то, что тревожно-фобические нарушения поддаются коррекции, заболевание проще предотвратить, нежели вылечить. Такая фобия начинает развиваться с первых классов. Поначалу это может обнаруживаться, как невозможность ребенка включиться в новый учебный процесс, капризность. Позже появляется открытый отказ ходить в школу или саботирование учебных занятий и домашних заданий.
Такие проявления не являются указанием на то, что фобия в скором времени захлестнет ребенка, однако в эти периоды дети испытывают острейшую необходимость в мягкой поддержке со стороны родителей.
Любые невротические и истерические реакции родителей, вроде крика, давления на ребенка, отказа от выяснения причин и простого игнорирования – лишь развивает патологию. Лучшая профилактика боязни перед школой – это налаженное общение со своим ребенком и совместный отдых.
Лечение же в основном требует психотерапевтического вмешательства. Поскольку многие «взрослые» терапии не работают в мире детей, то и подход к психокоррекции здесь несколько иной. В большинстве своем может использоваться игротерапия, разбавленная беседами с ребенком о его состоянии.
Хорошим подспорьем и контролером успешности терапии может (и должен!) стать школьный психолог. Он занимается скринингом состояния ребенка в «естественной среде» и помогает реадаптироваться в школьных условиях. Отлично помогают и многие групповые тренинги (коммуникативных навыков, конфликтного взаимодействия и т.п.), которые также могут проводиться в рамках школьного психологического кабинета.
Здесь важен момент, чтобы школьный психолог получал максимальное количество информации о терапии ребенка другим специалистом.
Безусловно, важна и работа со всем школьным коллективом, если причинами фобии является буллинг или моббинг. В принципе, с этими обязанностями должен справляться школьный психолог или же приглашенный специалист.
Ограничение при приеме лекарств
Особое место в лечении этого заболевания занимают психофармакологические препараты. Здесь возникают две сложности: во-первых, средний возраст пациентов (дети/подростки) ставит задачу подбора максимально безопасных препаратов; во-вторых, любые препараты, изменяющие химический статус нервной системы могут дать непредсказуемые осложнения у детей из-за того, что ЦНС еще формируется и перестраивается.
Поэтому целесообразно назначать психофармакологическую терапию лишь в крайне тяжелых случаях, когда ребенок с трудом контролирует свои состояния. Более того, любое вещество должно быть подобрано исключительно в индивидуальном порядке.
В менее ярких случаях достаточно психотерапии и лечения социальным окружением. Здесь оговоримся, что это авторское мнение, и оно носит несколько идеализированный характер. Единственное, в чем согласны все терапевты – это строжайший запрет на самовольный прием лекарств.
Итак, поддержка ребенка, понимающая позиция и умение вовремя заметить проблему – вот ключевые моменты, которые помогут распознать, предотвратить или преодолеть заболевание.
Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития