Что такое шизоидное расстройство? Это расстройство личности, при котором поведение человека полно чудачеств и экстравагантности, мышление его имеет странные убеждения, эмоции обеднены, все это выходит за рамки принятых в данном социуме норм, но не достигает степени болезни. Шизотипическое расстройство сопровождает человека всю жизнь, это особенность личности, которая практически не поддается коррекции. Такая особенность характера и способ взаимодействия с окружающим миром диктует жизненный путь человека, его удаленность от общества и невозможность каких-либо свершений. Однако и болезни как таковой тоже нет – нет обострений и затиший, нет дефекта, характерного для всех психических болезней.
Взамен этого интенсивность чудачеств и странностей колеблется в течение жизни, однако редко приближается к условной норме. В МКБ-10 шизотипическое расстройство выделено в отдельный пункт F21 внутри класса V, описывающего психические расстройства и расстройства поведения.
Термин «шизотипическое расстройство» введен во врачебный обиход относительно недавно, на пространстве СНГ ранее было более употребительно название «вялотекущая шизофрения», которого нет в современных международных классификаторах. Однако между собой врачи иногда продолжают так называть это расстройство, уж слишком точно название отражает внутреннюю картину болезни.
Для описания этого расстройства в русскоязычной медицинской литературе также употребляются названия «мягкая шизофрения», «непсихотическая», «санаторная», «медленно текущая», «ларвированная», «несостоявшаяся», «продромальная» и т.д. Многие из этих названий, подчеркивающие мягкое течение расстройства, можно встретить в англоязычной и особенно немецкой специальной литературе.
Почему возникает расстройство?
Найти одну — единственную причину этого невозможно. Каждый человек развивается в индивидуальных условиях, которые нигде больше не повторяются. Разбираясь с каждым конкретным случаем, можно найти свои «пусковые точки». Исследователи выделяют несколько общих параметров, главный из которых — родство с больным шизофренией.
Считается, что больной шизофренией человек – явный маркер тех расстройств, которые имеют место в роду. Все остальные кровные родственники – родители, дети, двоюродные братья и сестры, дядья и тетки – тоже имеют какие-то расстройства шизофренического круга. Ничего удивительного в этом нет, так передаются все наследственные болезни, об этом каждый врач знает.
Такой же принцип относится к болезням периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистым и прочим. Кто-то один в роду страдает больше всех, а у всех других это же расстройство обнаруживается в стертой форме.
Считается, что у всех людей, имеющих расстройства шизофренического круга, повышена активность дофамина или нейромедиатора, который подкрепляет чувство удовольствия, переключение внимания и многие процессы обучения. При избытке дофамина постепенно наступают метаболические или обменные нарушения в головном мозге, что плохо отражается на общем уровне здоровья. Такая теория существует давно, носит название «дофаминовой» и находит все больше подтверждений.
Негативные факторы в семье
- Психические расстройства у родителей. Раннее детство – особый этап, когда малыш впитывает буквально как «промокашка» все особенности поведения окружающих его людей. При этом в силу возраста и отсутствия жизненного опыта никакой критической переработке все увиденное не подвергается. Понятно, что в семье с регулярными скандалами, разборками и драками, в гнетущей атмосфере ни один самый здоровый при рождении ребенок не сможет вырасти полностью нормальным и гармоничным. Шизотипическое расстройство также передается по наследству.
- Недостаток внимания в детстве. Это прежде всего небрежное отношение родителей к насущным нуждам ребенка. Каждому малышу нужен свой персональный взрослый, который будет заботиться о нем и опекать. Меняя пеленки и давая еду, взрослый без слов объясняет новому человеку, что мир прекрасен и безопасен, что есть любовь и солнце, радость и тепло. Но важны не только еда, покой и чистота. По мере взросления ребенку нужен кто-то, кто мог бы подсказать, как вести себя в разных ситуациях, как справляться с обидчиками, как делиться игрушками и сладостями, как реагировать на то, что любить обязаны не все. Практика показывает, что заброшенные дети могут иметь лучшие игрушки и отдых, но быть совершенно лишены простых представлений о справедливости, сострадании, жалости, совести и прочих душевных переживаниях, которые делают человека человеком. Когда родители заняты только собой, участь детей незавидна.
-
Повторяющиеся стрессы. Это бывает, когда родители не любят друг друга. Для ребенка родители – это единый мир, и ссоры между ними буквально убивают плод их любви. Развод родителей – одна из самых страшных бед, которая может случиться в детской жизни. Ситуация развода наиболее пагубна в те годы, когда ребенок становится личностью. Для ребенка раскалывается и рушится мир, который он считает основой своей жизни. Как после этого доверять кому бы то ни было? Редкие семьи переживают этап крушения без потерь у детей. Но однократный уход все же легче переносится детьми, чем бесконечное пьянство, наркомания или другие пороки, из-за которых семья постоянно находится на «качелях» надежд и отчаяния. Ничего удивительного в том, что у ребенка, выросшего в травмирующей обстановке, развивается с годами шизотипическое расстройство. Ему легче насовсем отстраниться от мира, «забиться в нору», чем продолжать жить в накале страстей. Такой ребенок подсознательно ждет от мира подвоха – и уходит вглубь себя.
Чем раньше обратятся за медицинской помощью родители в стрессовой ситуации, тем выше вероятность у ребенка сохранить здоровье.
- Патологическая беременность. Наиболее частая причина – фетоплацентарная недостаточность, когда плод не получает необходимого питания и кислорода, и все структуры не могут развиваться правильно.
Симптомы
Отличить шизофрению от шизотипического расстройства под силу только опытному психиатру, поскольку многие признаки текущей болезни и патологического характера пересекаются.
Могут быть такие признаки:
- отрешенность от происходящего и эмоциональная холодность;
- «странности» в поведении, чудачества, экзальтированность, ощущаемая без слов всеми людьми неадекватность;
- сложности при контактах с людьми, некая социальная изоляция, к которой человека сознательно стремится – это избегание, отчуждение, желание отгородиться от мира и людей;
-
необычные убеждения, «магическое» мышление, когда человек убежден в своих невероятных способностях, которых нет у других людей – подавляющее большинство магов, экстрасенсов, контактеров с иными мирами страдают именно этим расстройством;
Справедливости ради нужно сказать, что истинные экстрасенсы и целители существуют на самом деле, но это 1-2 человека изо всей массы людей, заполонивших эфиры и зарабатывающих деньги на людском доверии.
- подозрительность и параноидная настроенность – ощущение враждебности мира, потребность все контролировать;
- внутренние размышления с постоянными навязчивостями – мысли, которые постоянно «ходят по кругу» без рационального разрешения ситуации, часто основой служат агрессивные или сексуальные идеи;
- бредоподобные состояния, элементы деперсонализации (расстройства восприятия себя) и дереализации (окружающий мир воспринимается как нереальный);
- особенности мышления, когда оно становится аморфным или разорванным – проще всего это обнаружить в беседе, когда человек не может вести целенаправленный, логичный разговор, не понимает аргументов, не может сформулировать доводы, перескакивает с темы на тему;
- эпизоды, когда человек общается только с самими собой или вымышленным персонажем, в существовании которого человек абсолютно уверен.
Проявления расстройства у детей
Шизотипическое расстройство чаще начинается в детском возрасте с аутистических проявлений. Нужно понаблюдать за поведением ребенка, тогда еще в раннем детстве можно заподозрить неблагополучие. Полностью расстройство «разворачивается» в период пубертата, но ранние проявления можно заметить гораздо раньше.
Вот какие могут быть проявления:
- вспышки агрессии, гнева или паники во всех случаях, когда родители «нарушают» порядок, заведенный ребенком – перекладывают по-своему игрушки, разбирают одежду, предлагают еду;
- после приступа гнева ребенок обмякает, а попытка пожалеть или утешить приводит ко «второму кругу» аналогичных эмоций;
-
если ребенок посчитал, что кто-то из родни его обидел, то этот родственник полностью исключается из круга общения – ребенок с ним не разговаривает, не принимает еду и даже подарки;
- ритуалы касательно еды и питья – из одной и тоже посуды, на одном и том же месте; если ритуалы не соблюдены, то от еды и питься малыш просто отказывается;
- явные нарушения координации – косолапость, неуклюжесть, угловатость, отсутствие плавности и согласованности движений.
Если у ребенка обнаруживаются эти признаки, самое правильное – немедленно обратиться к психиатру за консультацией, чтобы начать лечение как можно раньше. Нужно точно знать, что происходит с ребенком – формируется шизотипическое расстройство или это реакция, которую можно исправить.
Как определить, есть ли у меня это расстройство?
Тест на шизотипическое расстройство можно пройти в сети, сохранив анонимность. Это тест SPQ (Schizotypal Personality Questionnarie), в котором нужно ответить на 74 вопроса. Каждый вопрос предполагает 4 варианта ответа – да, нет, не знаю, иногда. В тест включены вопросы, касающиеся «особого смысла» происходящих вокруг событий, находящихся рядом невидимых личностей, обсуждений за спиной, возможности открытого выражения своих чувств, наличия телепатии и прочих особенностей взаимодействия с окружающим миром.
В тесте предусмотрена шкала лжи, когда одна и та же мысль сформулирована по-разному, и невольно приходится отвечать «как есть».
Онлайн-тест мгновенно оценивает результат. Понять, существует ли расстройство у конкретного человека, можно сразу.
Существует также тест Айзенка, но он чуть менее точен.
Может ли расстройство перейти в шизофрению?
К сожалению, это иногда происходит. Основные нарушения касаются когнитивной или познавательной сферы. В случае, если расстройство переходит в психоз, различают 4 основных типа нарушений:
-
Параноидные или бредовые идеи, когда система этих идей имеет законченный вид и касается какой-то одной стороны жизни пациента.
- Идеи отношения – человек считает, что события, ежечасно происходящие в мире, связаны с ним самым непосредственным образом. Переубедить в этом невозможно, доводы не воспринимаются.
- Мысли о сверхъественном – особое «чутье», которое позволяет общаться с миром мертвых, предугадывать события и делать выводы, основанные на внешних признаках. Такие предсказания никогда не оправдываются, но для человека это не важно.
- Иллюзии, которые постоянно возникают на фоне окружающей обстановки – ковров, листьев, обоев.
Такие люди в обыденной жизни могут общаться не со всеми. У них своеобразная речь, они тяжелы в общении и обстоятельны. Те, кто постоянно живут с ними, понимают их лучше всех остальных. Окружающие постепенно научаются понимать таких людей, оставляют в покое в моменты напряжения, помогают справляться с бытовыми проблемами.
Инвалидность и служба в армии
Возможно установление при диагнозе «шизотипическое расстройство» второй группы инвалидности. Работа в органах внутренних дел запрещена, как и получение водительских прав.
Решение о службе в армии принимает военно-врачебная комиссия. Врач военкомата имеет право направить на стационарное обследование, по результатам которого делается вывод о годности или негодности к воинской службе. Имеет значение социальная адаптация, наличие профессии и другие важные атрибуты нормальной жизни.
Лечение
Психотические эпизоды лечатся так же, как шизофрения. Используются преимущественно нейролептики разных групп.
Расстройство шизотипическое требует таких же доз, как и шизофрения. Однако ведущая роль в лечении принадлежит психотерапии. Используется когнитивно-поведенческая терапия, семейная и групповая терапия.
Самого пациента и его родственников нужно научить нормальным реакциям на житейские события. Когда гнев и вспышки ярости подавлены медикаментозно, остается неприспособленность к обществу, нелогичное и непоследовательное мышление, отсутствие эмпатии или возможности сопереживать. Это больно ранит родственников, которые безнадежно ждут эмоционального ответа на свою заботу.
В психотерапевтической помощи нуждается вся семья, а не только тот, кто сейчас болеет. Зачастую внутреннее примирение родственников с текущим положением дел занимает больше времени, чем коррекция самого пациента. Регулярные занятия, повышающие доверие к окружающим, полезны всем членам семьи. Родственники также должны научиться улавливать малейшие перемены в психическом состоянии для своевременного лечения психозов.
Прогноз для каждого человека индивидуальный. Кроме лечебных мероприятий, большое значение имеет социальная сторона жизни, возможность адаптации к тем условиям жизни, которые приняты в конкретной семье.
Автор статьи: Врач-психиатр, психотерапевт Небога Лариса Владимировна