Отклоняющееся поведение: характерные признаки и психокоррекционные методы

Отклоняющееся поведение – определенная форма поведения, которая не соответствует принятым в обществе нормам и правилам поступков и действий. Понять, что личность адаптирована к социуму, можно по ее поведению, которое выражается в реализации общепринятых правил, норм, а также связано с целеполаганием человека и речевой регуляцией.

Человек, адаптируясь в обществе, перенимает нормативное поведение. Нормы бывают правовые и нравственные. Правовые прописаны законом, нравственные заключаются в идеологии, общечеловеческих ценностях, народных обычаях, традициях. Отклонение хотя бы от одного вида норм признается девиантным или отклоняющимся поведением.

По каким признакам характеризуется девиация?

Известный ученый Ганнушкин выделил 3 признака, по которым можно определить человека с отклоняющимся поведением:

  1. повышенная конфликтностьСклонность к дезадаптации – определенное повторяющееся годами поведение, не ведущее к нормальной адаптации человека к социуму. Это проявляется в виде повышенной конфликтности, социально-психологическая изоляция (фрустрация), человек не удовлетворен любыми взаимодействиями с окружающими его людьми, противостояние реальному положению дел (бунт). Человек также может находиться в постоянном внутриличностном конфликте, что приводит к неудовлетворенности собой и непринятии себя.
  2. Тотальность – такие паттерны поведения проявляются практически при любом контакте человека с другими людьми, они ведут к дезадаптации во многих ситуациях, с которыми встречается человек.
  3. Стабильность – эти проявления довольно длительны по времени, их нельзя спутать с состоянием аффекта. Поведенческие стереотипы, не свойственные общепринятым паттернам, могут проявляться как психопатология, так и основываться на патологии сформированного характера.

Сложность определения девиаций состоит в том, что для каждого общества характерен свой свод правил и норм. Например, в разные века отношение к курению изменялось, считаясь как положительным, нейтральным, так и отрицательным явлением.

Девиантное поведение вызывает резко негативное отношение общества. К человеку применяются социальные санкции, осуждение, стигматизация личности (навешивание «ярлыка»).

Причины возникновения феномена

К дезадаптации человека приводят разные причины. Существуют теории о том, что некоторые факторы непосредственно влияют на формирование дезадаптивного поведения.

  1. Биологический. По типу темперамента, характерологическим особенностям, даже внешне можно увидеть склонность человека к девиациям.
  2. агрессияПсихологический. В зависимости от психологических качеств, направленности, интересов личности, особенностей среды воспитания и жизни человека, он может иметь склонность к правонарушениям.
  3. Социологический. В основе девиаций по вине социума лежит аномия, то есть утрата прежней системы ценностей в обществе, норм и способов регуляции поведения общества. В социальной психологии есть теория стигматизации, которая заключается в том, что человек становится девиантом не из-за самого проступка, а из-за определенного отношения социальной группы и ее оценки такого поведения.

Девиации носят и положительный характер, если рассматривать поступки, как отклоняющиеся от среднестатистического поведения определенной общности. Девиантами (отличающимися людьми) становятся выдающиеся спортсмены, музыканты, лидеры-политики. По причине того, что всегда найдутся отклонения от нормы, люди, которые отличаются от большого количества людей, в психологии и психиатрии не ставится цель полностью искоренить девиации. Важно приспособить девиантов к жизни в обществе. Для этого важно использовать два способа воздействия:

  • жесткие контролирующие меры, если девиантное поведения становится делинквентным;
  • вспомогательные меры социальной помощи, если человек не нарушает нормы закона государства, но сам находится в кризисной ситуации: наркомания, алкоголизм, попытки суицида, расстройства психики и другие.

Какие характеристики отличают девиантного человека, подростка?

Проявления отклоняющегося поведения могут быть различными. Все зависит от социального и морального развития человека, его индивидуальных особенностей и условий жизни. Отличающиеся поступки могут проявляться через разные формы поведения:

  1. курениеДеструктивно-агрессивное – человек старается революционными настроениями изменить существующую систему.
  2. Деструктивно-компенсаторное – человек в стремлении перестроить систему ценностей группы слишком уступает ее требованиям к поступкам.
  3. Компенсаторно-иллюзорное – проявляется, когда неудовлетворенные потребности человек пытается иллюзорно удовлетворить в опьянении, возбуждении НС искусственными средствами, лекарствами, музыкой, никотином, танцами.

Есть несколько видов отклоняющегося поведения, в зависимости от того, какой вид преобладает, будут различаться проявления этого явления.

Виды девиаций

Отклоняющееся поведение приводит к значительному ухудшению качества жизни человека, нарушению функционирования когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, снижение самооценки и критичности к своему поведению. В сложных случаях возможна социальная изоляция, когда личность настолько дезадаптирована, что уж не может принимать участие в  простых социальных коммуникациях. Выделяют несколько видов отклоняющихся от норм действий и поступков.

  1. Делинквентное поведение – противоправное поведение, антиобщественное. Человек стремится нарушить существующие нормы и правила, законы, его действия представляют опасность для общественного порядка и людей. Такое поступки уголовно наказуемы. Формируется в результате ряда причин: неразвитость высших чувств, неправильно развитые возрастные реакции, сформированное потребительское отношение к другим людям, не развитость самоконтроля, невротические или психические патологии, равнодушие, отсутствие чувства вины, патологическая лживость.
  2. проявление агрессииАгрессивное – человек стремится, во что бы то ни стало, подчинить себе окружающих людей, доминировать над окружающими. Негативное проявление агрессии берет свое начало от патологического желания удовлетворять только собственные потребности.
  3. Аутоагрессивное поведение – человек причиняет вред сам себе. Такие люди склонны к физической агрессии, а также словестному самоуничижению, самообвинению. Крайней степенью аутоагрессии является суицидальное поведение, когда человек выполняет рискованные действия, угрожающие жизни. Ярким примером является игра в русскую рулетку или хождение по краю пропасти.
  4. Зависимое – люди с таким поведением склонны зависеть от окружающих во многих вопросах и проблемах. Человек таким образом адаптируется или удовлетворяет свои собственные потребности. Девиацией зависимое поведение является, когда человек злоупотребляет чем-то или кем-то, чрезмерно к чему-то или кому-то привязан. Здесь очень тонкая грань между нормой девиацией и патологией. Эмоциональная привязанность к близким и родственникам – нормальное явление, девиацией оно становится когда клиент сильно зависит от мнения и поведения значимого человека. Наоборот, отсутствие привязанности к другим приводит к таким патологиям, как антисоциальные, аутистические и шизоидные расстройства личности. Зависимость от предметов в психологии носит название аддиктивное поведение.

Разные проявления таких действий людей требуют определенной индивидуальной и групповой работы психолога, психотерапевта. Для этого используются целые комплексы методов предупреждения и коррекции девиаций в разном возрасте.

Как предотвратить и корректировать девиации?

Чтобы не допустить развития девиаций в определенных социальных группах людей, разработаны системы превенции и интервенции отклоняющегося поведения. Мероприятия по предотвращению таких действий проводятся в разных социальных институтах, воздействующих на людей разной возрастной категории. Психологическую превенцию девиаций по ВОЗ принято разделять на 3 категории:

  1. подросток у психологаПервичная – широко проводится среди подростков, основное направление – устранение негативных факторов, которые провоцируют это явление.
  2. Вторичная – выявление «группы риска» людей, теоретически склонных к возникновению девиаций. Они еще не являются девиантами, но по их действиям есть основания утверждать, что они находятся в группе риска.
  3. Третичная – комплекс мероприятий, затрагивающий плоскость психологии и медицины, — лечение расстройств психики и нервной системы, которые могут приводить к одевиантному поведению. В этой категории рассматривается также возможность предотвратить рецидивы девиаций у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психолог, психотерапевт определяет ошибки воспитания в семье, которые приводят к отклоняющимся от нормы в обществе действиям. Выстраивается конструктивный диалог между специалистом, родителями и ребенком с девиациями (если ему нет еще 18 лет). Бывают криминально-аморальные семьи, где очень сложно проводить как профилактику девиаций, так и их коррекцию.

Очень важно оградить ребенка от влияния неформальных групп, особенно в подростковом возрасте. В этот период ни семья, ни школа или какой-либо другой социальный институт не могут оказать наибольшего влияния на подростка, как эти группы. Особую опасность представляют асоциальные и антисоциальные группы.

Интервенционные методы могут состоять из психологического, медицинского и педагогического вмешательства. Запрос о работе с девиантным ребенком должен исходить от взрослых, представляющих его интересы. В работе используются такие методы работы:

  1. Консультирование психолога – в процессе личной консультации у личности с девиантным поведением изменяется специфическое мировоззрение, формируется личностная позиция (это позволяет убрать выраженность зависимости от антисоциальной, криминогенной группы), происходит формирование иерархии ценностей.
  2. Психокоррекционные методы – происходит обучение и выработка навыков, действий, которые помогают человеку адаптироваться к нормам и правилам в обществе.
  3. Психотерапия. Специалист в работе с девиантом помогает ему проработать психопатологические причины девиантного поведения, что позволяет достигать гармонию внутреннего мира человека.

Важно сформировать желание, мотивацию у человека адаптироваться к внешним условиям жизни в обществе, если человек болен, задача специалиста – сформировать мотивацию на выздоровление. В ходе работы происходит изменение личности, коррекция определенных паттернов. Психотерапевтическая работа поддерживает, обучает и восстанавливает гармонизацию личности.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

четырнадцать − четыре =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.