Отклоняющееся поведение – определенная форма поведения, которая не соответствует принятым в обществе нормам и правилам поступков и действий. Понять, что личность адаптирована к социуму, можно по ее поведению, которое выражается в реализации общепринятых правил, норм, а также связано с целеполаганием человека и речевой регуляцией.
Человек, адаптируясь в обществе, перенимает нормативное поведение. Нормы бывают правовые и нравственные. Правовые прописаны законом, нравственные заключаются в идеологии, общечеловеческих ценностях, народных обычаях, традициях. Отклонение хотя бы от одного вида норм признается девиантным или отклоняющимся поведением.
По каким признакам характеризуется девиация?
Известный ученый Ганнушкин выделил 3 признака, по которым можно определить человека с отклоняющимся поведением:
- Склонность к дезадаптации – определенное повторяющееся годами поведение, не ведущее к нормальной адаптации человека к социуму. Это проявляется в виде повышенной конфликтности, социально-психологическая изоляция (фрустрация), человек не удовлетворен любыми взаимодействиями с окружающими его людьми, противостояние реальному положению дел (бунт). Человек также может находиться в постоянном внутриличностном конфликте, что приводит к неудовлетворенности собой и непринятии себя.
- Тотальность – такие паттерны поведения проявляются практически при любом контакте человека с другими людьми, они ведут к дезадаптации во многих ситуациях, с которыми встречается человек.
- Стабильность – эти проявления довольно длительны по времени, их нельзя спутать с состоянием аффекта. Поведенческие стереотипы, не свойственные общепринятым паттернам, могут проявляться как психопатология, так и основываться на патологии сформированного характера.
Сложность определения девиаций состоит в том, что для каждого общества характерен свой свод правил и норм. Например, в разные века отношение к курению изменялось, считаясь как положительным, нейтральным, так и отрицательным явлением.
Девиантное поведение вызывает резко негативное отношение общества. К человеку применяются социальные санкции, осуждение, стигматизация личности (навешивание «ярлыка»).
Причины возникновения феномена
К дезадаптации человека приводят разные причины. Существуют теории о том, что некоторые факторы непосредственно влияют на формирование дезадаптивного поведения.
- Биологический. По типу темперамента, характерологическим особенностям, даже внешне можно увидеть склонность человека к девиациям.
- Психологический. В зависимости от психологических качеств, направленности, интересов личности, особенностей среды воспитания и жизни человека, он может иметь склонность к правонарушениям.
- Социологический. В основе девиаций по вине социума лежит аномия, то есть утрата прежней системы ценностей в обществе, норм и способов регуляции поведения общества. В социальной психологии есть теория стигматизации, которая заключается в том, что человек становится девиантом не из-за самого проступка, а из-за определенного отношения социальной группы и ее оценки такого поведения.
Девиации носят и положительный характер, если рассматривать поступки, как отклоняющиеся от среднестатистического поведения определенной общности. Девиантами (отличающимися людьми) становятся выдающиеся спортсмены, музыканты, лидеры-политики. По причине того, что всегда найдутся отклонения от нормы, люди, которые отличаются от большого количества людей, в психологии и психиатрии не ставится цель полностью искоренить девиации. Важно приспособить девиантов к жизни в обществе. Для этого важно использовать два способа воздействия:
- жесткие контролирующие меры, если девиантное поведения становится делинквентным;
- вспомогательные меры социальной помощи, если человек не нарушает нормы закона государства, но сам находится в кризисной ситуации: наркомания, алкоголизм, попытки суицида, расстройства психики и другие.
Какие характеристики отличают девиантного человека, подростка?
Проявления отклоняющегося поведения могут быть различными. Все зависит от социального и морального развития человека, его индивидуальных особенностей и условий жизни. Отличающиеся поступки могут проявляться через разные формы поведения:
- Деструктивно-агрессивное – человек старается революционными настроениями изменить существующую систему.
- Деструктивно-компенсаторное – человек в стремлении перестроить систему ценностей группы слишком уступает ее требованиям к поступкам.
- Компенсаторно-иллюзорное – проявляется, когда неудовлетворенные потребности человек пытается иллюзорно удовлетворить в опьянении, возбуждении НС искусственными средствами, лекарствами, музыкой, никотином, танцами.
Есть несколько видов отклоняющегося поведения, в зависимости от того, какой вид преобладает, будут различаться проявления этого явления.
Виды девиаций
Отклоняющееся поведение приводит к значительному ухудшению качества жизни человека, нарушению функционирования когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, снижение самооценки и критичности к своему поведению. В сложных случаях возможна социальная изоляция, когда личность настолько дезадаптирована, что уж не может принимать участие в простых социальных коммуникациях. Выделяют несколько видов отклоняющихся от норм действий и поступков.
- Делинквентное поведение – противоправное поведение, антиобщественное. Человек стремится нарушить существующие нормы и правила, законы, его действия представляют опасность для общественного порядка и людей. Такое поступки уголовно наказуемы. Формируется в результате ряда причин: неразвитость высших чувств, неправильно развитые возрастные реакции, сформированное потребительское отношение к другим людям, не развитость самоконтроля, невротические или психические патологии, равнодушие, отсутствие чувства вины, патологическая лживость.
- Агрессивное – человек стремится, во что бы то ни стало, подчинить себе окружающих людей, доминировать над окружающими. Негативное проявление агрессии берет свое начало от патологического желания удовлетворять только собственные потребности.
- Аутоагрессивное поведение – человек причиняет вред сам себе. Такие люди склонны к физической агрессии, а также словестному самоуничижению, самообвинению. Крайней степенью аутоагрессии является суицидальное поведение, когда человек выполняет рискованные действия, угрожающие жизни. Ярким примером является игра в русскую рулетку или хождение по краю пропасти.
- Зависимое – люди с таким поведением склонны зависеть от окружающих во многих вопросах и проблемах. Человек таким образом адаптируется или удовлетворяет свои собственные потребности. Девиацией зависимое поведение является, когда человек злоупотребляет чем-то или кем-то, чрезмерно к чему-то или кому-то привязан. Здесь очень тонкая грань между нормой девиацией и патологией. Эмоциональная привязанность к близким и родственникам – нормальное явление, девиацией оно становится когда клиент сильно зависит от мнения и поведения значимого человека. Наоборот, отсутствие привязанности к другим приводит к таким патологиям, как антисоциальные, аутистические и шизоидные расстройства личности. Зависимость от предметов в психологии носит название аддиктивное поведение.
Разные проявления таких действий людей требуют определенной индивидуальной и групповой работы психолога, психотерапевта. Для этого используются целые комплексы методов предупреждения и коррекции девиаций в разном возрасте.
Как предотвратить и корректировать девиации?
Чтобы не допустить развития девиаций в определенных социальных группах людей, разработаны системы превенции и интервенции отклоняющегося поведения. Мероприятия по предотвращению таких действий проводятся в разных социальных институтах, воздействующих на людей разной возрастной категории. Психологическую превенцию девиаций по ВОЗ принято разделять на 3 категории:
- Первичная – широко проводится среди подростков, основное направление – устранение негативных факторов, которые провоцируют это явление.
- Вторичная – выявление «группы риска» людей, теоретически склонных к возникновению девиаций. Они еще не являются девиантами, но по их действиям есть основания утверждать, что они находятся в группе риска.
- Третичная – комплекс мероприятий, затрагивающий плоскость психологии и медицины, — лечение расстройств психики и нервной системы, которые могут приводить к одевиантному поведению. В этой категории рассматривается также возможность предотвратить рецидивы девиаций у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Психолог, психотерапевт определяет ошибки воспитания в семье, которые приводят к отклоняющимся от нормы в обществе действиям. Выстраивается конструктивный диалог между специалистом, родителями и ребенком с девиациями (если ему нет еще 18 лет). Бывают криминально-аморальные семьи, где очень сложно проводить как профилактику девиаций, так и их коррекцию.
Очень важно оградить ребенка от влияния неформальных групп, особенно в подростковом возрасте. В этот период ни семья, ни школа или какой-либо другой социальный институт не могут оказать наибольшего влияния на подростка, как эти группы. Особую опасность представляют асоциальные и антисоциальные группы.
Интервенционные методы могут состоять из психологического, медицинского и педагогического вмешательства. Запрос о работе с девиантным ребенком должен исходить от взрослых, представляющих его интересы. В работе используются такие методы работы:
- Консультирование психолога – в процессе личной консультации у личности с девиантным поведением изменяется специфическое мировоззрение, формируется личностная позиция (это позволяет убрать выраженность зависимости от антисоциальной, криминогенной группы), происходит формирование иерархии ценностей.
- Психокоррекционные методы – происходит обучение и выработка навыков, действий, которые помогают человеку адаптироваться к нормам и правилам в обществе.
- Психотерапия. Специалист в работе с девиантом помогает ему проработать психопатологические причины девиантного поведения, что позволяет достигать гармонию внутреннего мира человека.
Важно сформировать желание, мотивацию у человека адаптироваться к внешним условиям жизни в обществе, если человек болен, задача специалиста – сформировать мотивацию на выздоровление. В ходе работы происходит изменение личности, коррекция определенных паттернов. Психотерапевтическая работа поддерживает, обучает и восстанавливает гармонизацию личности.
Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог