Девиантное поведение подростков: сущность и специфика становления, коррекционная работа психолога

Девиантное поведение подростков (девиация социальная, поведение отклоняющееся) – это такие постоянно проявляющееся реакции и действия подростка, которые отклоняются от социально принятых и приемлемых общественных норм и которые влекут за собой формальные или неформальные санкции (начиная от непринятия подростка частью сверстников и заканчивая судебными разбирательствами).

Сложная граница понятия девиации

Это определение было предложено Эмилем Дюркгеймом. Кроме того, он так же ввёл понятие аномии, которое проявляется в ощущении запутанности и дезориентации в социуме по причине личностных или общественно-политических кризисов.

курениеИзначально под понятием девиации поведения понималось любое отклонение от общеустоявшейся нормы, продиктованной социумом. И это было безоценочное понятие. Естественно, что сама граница нормы трансформировалась и трансформируется из-за существующих изменений в самом социуме. Так что такое девиантное поведение у подростков? Это любое поведение, отличающееся от общепринятых норм. Однако, именно эта относительность в оценочном суждении и приводит к поздним обращениям к психологу с подобной проблематикой.

Виды девиантного поведения подростков могут быть очень разными. Что же касается обращений к психологу, то чаще всего на приём приходят родители с проблемами негативного отклоняющегося поведения их детей. И гораздо меньше случаев обращений пациентов, если нет ярких ситуаций, которые могут привести к серьёзным последствиям со здоровьем или взаимоотношению с законом. Подростки с таким девиантным поведением чаще всего рассматриваются социумом как «странные». И в этом случае на приём приходят уже они сами. Чаще всего с жалобами на невозможность нормального общения со сверстниками и другими людьми. Естественно, что психологическая работа с такими клиентами будет отличаться от коррекционной работы негативной социальной девиации.

Почему это происходит?

На самом деле каждый случай уникальный. Мы можем назвать лишь основные и наиболее распространённые причины девиантного поведения подростков.

  1. Проблема неполных семей (от 25 до 70% обращений). Однако эта банальная фраза на самом деле включает в себя не одну, а огромное количество тех реальных первопричин, которые могут послужить толчком для отклоняющегося поведения, а именно:
  • распивание алкоголябанальная нехватка времени для контроля действий ребёнка, когда влияние на него оказывают «дворовые авторитеты»;
  • отсутствие авторитета и примера для подражания в процессе становления личности мужчины, если мальчик воспитывается одними женщинами;
  • негативный пример уже внутри семьи, когда опекун не в силах справится с ответственностью (чаще всего под это влияние попадают девочки, чьи мамы не в силах пережить разрыв отношений с мужчиной и начинают злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами);
  • реакция протеста, в случае болезненного развода родителей или в случае, если один из родителей перестаёт поддерживать с ребёнком контакт (часто бывает с ситуациях, когда отцы уходят в уже существующие вторые семьи, не считая нужным общаться с сыном от нелюбимой женщины).
  1. Проблемы, связанные с особенностями характера, акцентуации личность подростка, и девиантное поведение на фоне физиологического состояния:
  • реакция протеста в случае авторитарного и подавляющего воспитания, вызывающего у ещё вчерашнего пай-мальчика необъяснимые с точки зрения родителей поступки;
  • психо-физиологическая перегруженность ребёнка, которая накладывается на период гормональной перестройки;
  • страх наказания или болезненная неуверенности в своих возможностях;
  • фантазёрство и стремление «изменить серые будни»;
  • повышенная потребности в самоутверждении, отстаивании своего авторитета «любой ценой», стремлении быть постоянно в центре внимания;
  • склонность к жестокости по отношению к другим и себе самому;
  • протестное поведение против материальной необеспеченности или болезненно воспринимающейся бедности семьи;
  • консультация психологапсихотатии;
  • серьёзные или воспринимаемые как серьёзные отклонения физического здоровья ребёнка, которые являются в его сознании первопричиной личностных неудач, особенно если в детском возрасте это поддерживалось со стороны значимых взрослых.

Особенностями девиантного поведения подростков являются определённая бравада сделанным. Стоит также обратить внимание на тот факт, что девиантное поведение детей и подростков склонно развиваться от единичных случаев до условно-рефлекторного стереотипа. То есть, однажды убежав из дома в страхе получить «по заслугам» за какой-то проступок, ребёнок подсознательно усваивает такую модель избежать наказания. Ведь для родителей его отсутствие и поиск затмевает саму провинность, о которой они в суете и забывают. Однажды попробовав алкоголь или наркотические вещества, чтобы раскрепоститься, подросток начинает осознавать, как легко ему становится общаться без стеснений. В итоге возникает отклоняющийся стереотип действий, позволяющий, по большому счёту, решить ребёнку свои проблемы, на которые не обратили внимание родители или которые остались без проработки психолога.

Однако, несмотря на то, из-за чего развивается девиантное поведение подростков, сущность его связанно с нарушением развития личности, и специфика становления лишь корректирует степень физического ущерба, потери духовности и нравственности, дезадаптации в целях и чаяньях.

Как же проявляется девиантное поведение?

Как уже было отмечено ранее, основные формы девиантного поведения у подростков, на которые начинают обращать внимание взрослые, это те, которые основательно вредят здоровью ребёнка и могут быть связаны с проблемами с законом.

  1. Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм. Снижает внутреннюю тревогу и застенчивость, часто является признаком «взрослости» и «крутости». Причём тотальное опьянение или его демонстрация дополнительно привлекают внимание сверстников.
  2. злоупотребление алкоголемКурение. Вообще раздражение губ и кончика языка обладает мощным успокаивающим эффектом, потому как подсознательно отсылает к возрасту младенчества (оральная стадия у детей). По этой причине некоторые люди грызут ногти, кусают кончик ручки или склонны переедать. Из-за ощущения тревоги многие дети (причём 60% девочек) первый раз берут сигарету. У юношей чаще всего срабатывает интерес «попробовать». Однако, в последнее время исследования говорят, что никотиновая зависимость развивается у подростков очень быстро и им уже проблемно отказаться от табака. Быстрой выработке зависимости так же может служить распространённое курение внутри семьи, когда ребёнок получает дозы никотина ещё до своей личной сигареты.
  3. Подростковая наркомания. В последнее время становится глобальной проблемой в связи с использованием всё новых синтетических наркотических веществ, которые порою вызываю привыкание с первого раза. Медики отмечают, что упомянутые новые синтетические наркотики зачастую оказывают просто непоправимый вред физическому здоровью ребёнка даже при «одной пробе», вызывая, в том числе, острые аллергические реакции и токсические состояния, связанные с необратимым повреждением жизненно важных органов.
  4. Агрессивно-разрушительное поведение. Может иметь различные проявления: драки, несанкционированные графити, психологическое издевательство над более слабыми детьми, сектанство и многое другое, позволяющее вылить свою нерастраченную энергию.
  5. увлечение пирсингомАутоагрессия. Понятие, которое стало наиболее рассматриваемым в последнее время психологами. Если ранее говорилось о членовредительстве и суицидальных попытках, то нынче Интернет даёт нам целый выбор «выплеснуть свой протест», при этом получив ещё и кучу «лайков». К таким новым формам самоагрессии смело можно отнести «зацеперство», селфи с угрозой для жизни, особое увлечение пирсингом и тату, а также многие другие формы, позволяющие получить разрядку от адреналина или боли.

Девиантные формы поведения детей и подростков по другой классификации так же можно разделить на:

  • адиктивную, связанную с уходом от «горькой реальности»;
  • патахарактерологическую, связанную с проблемами в воспитании;
  • психопатологические, связанную с психическими расстройствами;
  • параллельную сверхспособностям, связанную с особой одарённостью в узкой сфере и пренебрежением к другим сферам жизни или другим людям;
  • деликветную, связанное с выраженной антиобщественной направленностью;

Основное отличие у трудных подростков в понятии делинквентного и девиантного поведения зависит именно в упомянутых антиобщественных поступках.  Если социальные нормы относительны, и в настоящий момент тату стали популярным атрибутом, который не вызывает удивления или пристального внимания, деликветное поведение связано с угрозой жизни и здоровью другого человека. Оно уже оценивается по букве закона, от мелкого хулиганства до предумышленного убийства. И является понятием абсолютным. Проблема в том, что граница в умных книгах гораздо более чёткая, чем в жизни. И плохо контролирующие себя девиантные подростки запросто её переступают.

Для своевременного выявления девиантного поведение в подростковом возрасте, необходимо, как это не банально звучит, быть прежде всего другом своему ребёнку. Статистика показывает, что не один из таких детей не указывает на высокую степень доверия хотя бы к одному из родителей. Профилактика девиантного поведения в школе должна складываться с нескольких составляющих:

  • работа психолога определение группы риска;
  • работа психолога и всего коллектива с детьми из неблагополучных семей ещё с раннего возраста;
  • системная работа, которая включает в себя кропотливые и зачастую крайне проблемные комплексы по установке новых целей и путей их достижения у такого ребёнка.

Вообще, программа профилактики девиантного поведения у подростков должна разрабатываться, не для формального «отчёта наверх». Ведь помимо такой группы риска, немаловажным фактором являются хорошо продуманная и организованная профилактика девиантного поведения всех подростков школы. Вспоминается показательный случай, когда бывший выпускник, которому удалось избавиться от наркотической зависимости, был приглашён директором на лекцию. Молодой человек просто назвал свой возраст, перечислил заболевания, полученные от принимаемых химических веществ, а потом вынул вставную челюсть на глазах удивлённых учеников. Он оказался старше их всего на пять лет, тогда как внешне выглядел абсолютным стариком. Стоит отметить, что количество наркозависимых в этой школе за два последующих года резко уменьшилось, как и желающих «раз попробовать».

Как заметить «надвигающуюся грозу»?

Диагностика девиантного поведения у подростков имеет многоуровневую структуру. Прежде всего, стоит отметить, что в случае учебного заведения, безусловно, стоит начинать с наблюдения, опроса и беседы. Естественно, если речь идёт о вашем ребёнке, то изменение состояния вы сможете заметить гораздо быстрее. И здесь, конечно, стоит обратиться к психологу.

Однако, не все подростки в состоянии ярко выраженного протеста готовы сотрудничать со специалистом, который тоже по сути «навязан родителями». Поэтому, если есть возможность, палочкой-выручалочкой может стать школьный психолог, если при этом он имеет авторитет у детей. Возможно, вам стоит обратится к психотерапевту, консультирующему онлайн для того, чтобы он сперва установил контакт с подростком через интернет. В любом случае стоит находить варианты подключения специалиста.

Психолог, начиная работать с девиантным поведением у подростков, пытается уяснить, что это такое в данном конкретном случае. Для этого может использоваться различные подходы, но суть их сводится к следующим пунктам:

  • прояснить физическое здоровье пациента, а также выявить возможные зависимости;
  • выяснить представление подростка о взаимоотношениях в семье;
  • оценить общую развитость и уровень образованности пациента, а также его отношения к этому оцениванию;
  • попытаться выяснить мотивы и ценностные ориентиры подростка, его желания и потребности;
  • понять тревоги и внутренние переживания подростка, попробовать помочь ему сформулировать чего бы он хотел изменить или чего он ждёт от встреч.

Помощниками для диагностики девиантного поведения у подростков могут быть самые различные методики.

  1. Тест Спилберга-ХанинаРазнообразные рисуночные и проективные методы позволяют нам выявлять комплексы и страхи. Кинетический рисунок семьи Бернса или ассоциативные карты могут помочь получить информацию о том, как ребёнок воспринимает ситуацию в семье.
  2. Тест Спилберга-Ханина помогает определить уровень личностной и реактивной тревожности.
  3. Опросник Кеттелла позволяет нам дать оценку большому количеству таких личностных показателей, как открытость, развитость мышления, эмоциональную стабильность, независимость, беспечность, сознательность, беспринципность, смелость, застенчивость, твёрдость, подозрительность, мечтательность, практичность, склонность к чувству вины, радикализм, самостоятельность, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, внутреннюю напряжённость и адекватность самооценки.
  4. Методика «ДАП-П» может выявить склонность к аддикции, делинквентности и суициду.
  5. Методики, изучающие мотивы учебной деятельности дают нам представления о внутренних установках подростка.

Работа с подростками девиантного поведения во многом зависит от выявленных причин и обстановки в семье. Однако, начинается она, как правило, со снятия повышенной тревожности и напряжённости у подростка. Наиболее тяжело обстоит дело в ситуациях, когда девиации являются нормой в семейных отношениях такого подростка, поскольку именно семья в этом случае даёт мощную поддержку негативных или искажённых установок такого пациента.

Коррекция девиантного поведения у подростков проходит достаточно сложно. Интересным подходом к проблеме перенаправленности внутреннего напряжения отличаются последователи фрейдизма. Речь идёт о том, что нерастраченная сексуальная энергия, которой очень много у подростков может переводиться в социально приемлемое русло, например, спорт или творчество. Такой механизм получил название сублимации. И задача психотерапевта в этом случае подобрать и предложить это самое необходимое русло.

Кроме того, идёт работа с потребностями ребёнка, пациент самостоятельно, без навязывания пытается выделить свои личные цели и оценить их адекватность. Однако, более продуктивная работа получается в случае совместных и слаженных действий с родителями такого подростка, которые сами готовы переоценивать свои поступки и готовы меняться.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

9 − 4 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.