Страх перед обучением: причины, симптомы и методы лечения этой фобии

Софофобия — это иррациональный и непреодолимый страх перед обучением, а точнее сказать – перед процессом учения. Страдающие им люди испытывают серьезные трудности в посещении учебных заведений (а также учебных мероприятий в рамках трудовой деятельности).

Однако проблемы с посещением занятий связаны не с личной прихотью человека, а с боязнью перед получением и усвоением новой информации. Зачастую эта фобия обнаруживается в паре с гнозиофобией, которая выражена в боязни получения нового знания.

Кратко разграничим эти понятия: под софофобией понимают боязнь процесса обучения, тогда как гнозиофобия – боязнь результата, то есть новой информации. В общем, софофоб испытывает страх перед всем, что так или иначе связано с учением: люди, места и объекты. Как мы понимаем, эта фобия у детей и подростков становится серьезнейшим и опасным препятствием не только к обучению, но и к социализации как таковой. Заданная свыше необходимость учиться для таких детей – страшная пытка.

Причины заболевания

Итак, что же может являться причиной столь «странного» заболевания? Явно не угроза со стороны объекта страха, как у большинства фобий. Большинство причин носит чисто внешний (обусловленный социальным окружением) характер.

Обратим внимание, что зачастую под софофобией понимают попытку человека защитить себя от каких либо неблагоприятных воздействий окружения. Таким образом, софофобию можно назвать патологической защитной реакцией или невротическим симптомом.

страх перед обучениемТакже обратим внимание, что к 17-18 годам софофобию почти не встречают, ее пиковый период – это школьные годы. И все первоисточники страха лежат в семье и школе.

Первая причина – это буллинг и моббинг (задирание) в школе со стороны сверстников. Самый агрессивный период травли со стороны сверстников – это 5 класс и именно в этот момент ребенок может начать обнаруживать симптоматику фобий. Когда ребенка постоянно дразнят, задирают и унижают (а часто это происходит целой группой) естественно пропадает желание посещать учебное заведение. В данном случае боязнь процесса обучения появляется как «желаемый симптом», который избавляет ребенка от необходимости посещать учебное заведение. Естественно, на сознательном уровне истинные корни страха не видны. Но заметна ярчайшая фобическая и истерическая симптоматика.

Вторая причина – это проблема непедагогического поведения учителей. Многие дети чувствительны к критике, в особенности, когда она носит прилюдный характер. Отчитывание детей перед классом и другие «социальные» наказания способны послужить развитию того же сценария, что и в случае с буллингом.

Третья причина – уже внутрисемейная. Здесь боязнь процесса обучения развивается как ответ на давление со стороны родителей. В качестве такого давления может выступать постоянное недовольство родителями успехами своих детей (даже если они объективно в разы выше среднего). В этом случае ставится вопрос о невротических стилях воспитания в семье и необходимости работы психолога со всей семьей.

девочка утомленно смотрит на учебникиДругая семейная проблема – создание ореола вокруг учебы. Ребенок, который живет в среде, которая буквально навязывает ему смысл существования в виде учебы, в какой-то момент психологически ломается и боязнь процесса обучения может стать одной из многих результирующих такого давления.

Разумеется, с началом развития заболевания рациональные причины страха уходят в глубокие слои сознания, а на первое место выходит непосредственно фобия во всем своем многообразии.

Симптомы

Софофобию принято считать неоригинальной в своей симптоматике. В основном это навязчивый страх перед необходимостью посещать учебные заведения и делать что-либо по образованию, тревожность перед ожиданием посещения занятий и т.п. Панические атаки наблюдаются редко, однако их наличие при данном расстройстве говорит о его глубине и необходимости скорейшего психотерапевтического вмешательства.

Зачастую боязнь процесса обучения ошибочно оценивается как девиантность. Однако в своей основе страх обнаруживает феномен тотального избегания: чтобы не попадать в травмирующие ситуации ребенок может даже сбежать из дома, лишь бы предотвратить возникновение опасных для него ситуаций.

В качестве физиологических симптомов можно привести:

  • ребенок не хочет учитьсядрожь;
  • потливость;
  • речевые нарушения (немота, охриплость голоса, чрезмерная речевая активность);
  • тошнота и расстройства ЖКТ;
  • побледнение или покраснение.

К слову, поскольку чаще всего этот страх встречается у детей, они чаще соматизируют его: т.е. исчезает яркая психологическая симптоматика и появляется выраженная «физиологическая».

Лечение (коррекция страха)

Очевидно, что боязнь процесса обучения – это заболевание, способное буквально сломать жизнь ребенку и подростку, если не заниматься соответствующей коррекцией. Образование – это важнейший институт на пути социализации ребенка, который обеспечивает его не только знаниями, но и важными социальными навыками (общение, командная работа, формирования позиций и мнений).

Страх перед обучением – это заболевание, которое нельзя игнорировать и пытаться преодолеть «народными» и «семейными» методами. Во благо ребенка необходима комплексная психокоррекция, а иногда и реабилитация и ребенка, и семьи.

психологКак и большинство фобий, лечение может включать две линии: фармакологическую и психотерапевтическую. Однако оговоримся, что назначать какие-либо психофармакологические средства ребенку стоит лишь в крайних случаях, когда терапия не дает результатов либо чрезмерно затормаживается из-за состояния ребенка.

Психологическая помочь

Основной фронт работ может иметь три направления:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей в целом;
  • работа с детским коллективом и ребенком.

Отдельно выделим психотерапевтические группы детей.

Первое направление – это собственно «чистая» психотерапия. Поскольку работа проводится с ребенком, нельзя наверняка сказать, какие методы дадут лучший результат. Чаще всего это сочетания игровых видов терапий с психотерапевтическими беседами.

Второй канал работы – семья. С ней работают тогда, когда психологу очевидно, что боязнь процесса обучения развилась как реакция на семейное давление. Как правило, обычно такое патологизирующее влияние семьи вскрывается уже при обращении к специалисту, либо в течение первых сеансов.

психолог беседует с пациенткойНаправление работы также строго индивидуально: от налаживания нормальной коммуникации, до проработки с родителями их невротических требований и ожиданий. С ребенком здесь проводится лишь поддерживающая терапия.

Третье русло работы – в основном удел школьных психологов и очень редко – приглашенных специалистов. Крайне актуален и полезен в ситуациях буллинга, да и вообще в неблагоприятных классах. Здесь занятия приобретают характер групподинамического тренинга – дети учатся понимать друг друга и работать вместе. Как правило, система тренингов крайне интересна детям, а на выходе «толпа» детей превращается в слаженный и самоорганизующийся коллектив.

Кратко о таблетках

Лечение детей психокорректирующими веществами (в понимании автора) – неэтично. Во-первых, организм ребенка может дать абсолютно непредсказуемые побочные эффекты, а во-вторых, применение (например, седативных) препаратов способно сказаться на развитии еще несформированных структур мозга.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

4 × четыре =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.