Неврозы у детей: виды, причины, признаки и лечение

Невроз (у ребенка) — обратимое расстройство нервной системы, при котором возрастная незрелость сочетается с нерациональными реакциями на чрезмерные внешние раздражители.

Невольными виновниками неврозов у детей становятся самые близкие люди, которые не умеют разрешать свои собственные проблемы. Иногда сбой нервной системы имеет органическую причину, не обнаруженную при рождении. Неврозы у детей нужно «узнавать в лицо» и лечить с первых дней, чтобы развитие малыша не нарушалось.

Причины детских неврозов

Можно разделить на 2 большие группы: органические предпосылки и непосредственные травмирующие воздействия.

Органические (биологические) предпосылки развития невроза у детей бывают такими:

  • мальчик испытывает страхобщая незрелость нервной системы, когда части ее развиваются с разной скоростью, отчего подвижность нервных процессов изначально находится в состоянии неустойчивого равновесия;
  • резидуальная органическая патология, чаще всего последствия внутриутробного кислородного голодания;
  • угроза выкидыша во время беременности;
  • болезни внутренних органов, перенесенные до 2-х лет;
  • хронические соматические болезни;
  • наследственная предрасположенность;
  • беспорядочный режим дня, когда ребенок не имеет достаточного сна и отдыха;
  • физическая и психическая нагрузка, которая превышает возрастные возможности.

Органические предпосылки могут и не реализоваться, а то и вовсе сгладиться в дружелюбной и доброй обстановке. Но если ребенок, имеющий неблагоприятный органический фон, сталкивается с различного рода психологическими проблемами в собственной семье, его нервная система не выдерживает перегрузки, и начинается невроз.

Травмирующие воздействия

Эти воздействия, от которых формируются неврозы у детей, тоже подразделяются на несколько групп:

  1. Психическая травма, которая бывает острой и хронической. Острая травма – это испуг, дорожно-транспортное происшествие, стихийное бедствие или техногенная катастрофа, пожар, военные действия, участником которых стал ребенок. При этом невроз развивается у детей старше 2-х лет, дети младшего возраста просто не в состоянии осознать происходящее. Хроническая травма – это неблагоприятная семейная обстановка, постоянные ссоры родителей или агрессивный детский коллектив, в котором ребенок вынужден находиться.
  2. Социальные факторы. Это, прежде всего, асоциальная семья, которая не дает возможности ребенку рационально и разнообразно питаться, плохое жилье, отсутствие или плохое качество коммунальных услуг. Это неразумное воспитание, при котором ребенок не имеет четко обозначенных границ поведения или хуже того, требования к нему постоянно меняются. «Раскачивание» психики, при котором то, что сегодня запрещено, может быть разрешено завтра, не только бесповоротно портит характер, но и делает из малыша бессовестного манипулятора, от которого потом страдают все родные. В эту же группу относятся перекосы полового воспитания, чрезмерные запреты или «свобода», при которой малыш становится свидетелем интимных сцен.
  3. у девочки истерикаПсихологические. Собственный характер и темперамент ребенка, особенно акцентуации личности, при которых какие-то отдельные раздражители непереносимы для ребенка, хотя все остальное он переносит индифферентно.

Провоцирующие моменты

Существуют факторы, которые почти всегда ведут к формированию неврозов у детей:

  • неприятие пола – ребенок без слов чувствует, что ним недовольны, хотя не знает, что ждали мальчика, а родилась девочка или наоборот;
  • гиперопека или желание настолько спрятать «под крыло», что оттуда невозможно выбраться в мир – этим часто грешат неполные семьи, когда мать компенсирует отсутствие мужской любви излишней заботой о сыне или дочери (при этом нелюбовь она компенсирует себе, а страдает малыш);
  • авторитарность или полный родительский контроль всех сторон жизни малыша, на что дети с твердым характером отвечают бунтом, а со слабым – неврозом;
  • вседозволенность, когда родители пытаются дружить с малышами вместо того, чтобы обозначить для них необходимые границы допустимого;
  • жесткость и педантичность, когда ребенок получает выволочку за милые детские шалости, которым в принципе нет места в таких семьях.

Крайне неблагоприятно влияют на маленьких детей переезды, в результате которых меняется привычный уклад жизни. Познание мира – серьезный и важнейший труд ребенка, и ему очень тяжело, когда приходится на новом месте начинать все заново.

Смена детского коллектива тоже ничего хорошего не несет. Иногда родители меняют садик или школу, если их малыша «затравливают» сверстники. Это тяжелая ситуация, но смена коллектива – не выход, поскольку в новой среде ситуация почти всегда повторяется. Причина кроется в личности ребенка, его неумению противостоять среде или в том, что у него есть неприемлемые для коллектива качества. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства опытного психолога или психотерапевта, который подскажет адекватные действия.

мальчик груститНевероятно сильно действует на ребенка все, чем живет семья. Многие малыши не принимают рождения брата или сестры, требуется дополнительная работа с ними. Развод и появление отчима или мачехи – настоящая детская драма. То, что взрослые переживают относительно легко, взрывает и разрушает до основания мир ребенка. Требуются колоссальные усилия родителя и родни, чтобы собрать из этих обломков хоть что-нибудь приемлемое.

Уравновешенный ребенок может без потерь пережить одну какую-нибудь неприятность. Однако если наваливается все сразу – развод, переезд, смена школы – то с большой долей вероятности можно ожидать появления невроза у детей.

Предрасполагающие характерологические особенности

Чтобы у ребенка развился невроз, его личностные особенности должны совпасть с травмирующей ситуацией. То, что безразлично одному малышу, другого может ранить очень больно и стать пусковым моментов разлада психической деятельности.

Чувствительные, эмоциональные и ласковые дети нуждаются в искренней любви и внешнем выражении чувств как цветок в поливе. Если родители не понимают этого и ведут себя ровно и отстраненно, ребенок считает, что его не любят и не принимают. У него ровное поведение родителей – без поцелуев, тисканий и восторга – вызывает тяжелые переживания.

Дети-лидеры с трудом переносят ограничения. С таким ребенком нужно договариваться, приводить «железобетонные» аргументы. Если просто применять родительский запрет и тем более наказания, это приведет либо к брутальному протесту, либо к глубокому неврозу и отчуждению в раннем детстве.

неврологУ часто болеющих детей родители формируют чересчур щадящее отношение к себе, отчего они считают себя слабыми и беспомощными. Иногда болезни «на копейку», но характер сильно испорчен именно родительскими страхами. В детском коллективе такие дети сталкиваются с адекватной оценкой, которая не совпадает с тем, что принято дома.

Асоциальные семьи, а также пребывание в детском доме или интернате не дают ребенку устойчивого ощущения незыблемости мира, что является базовым условием нормального развития. Постоянная настороженность, горький опыт маленькой жизни невротизируют самого устойчивого малыша.

Общие признаки неврозов

Прежде чем лечить ребенка от невроза, нужно тщательно разузнать все обстоятельства жизни и здоровья ребенка. Иногда под маской невроза протекает начало сложных соматических болезней.

Все детские неврозы имеют общие признаки, которые должны насторожит внимательных родителей. Это перемены в поведении, несвойственные ранее, готовность к слезам по малейшему поводу, ранимость и тревожность. Особенно характерна бурная реакция в виде агрессии или отчаяния, которая возникает по незначительному поводу.

Происходят перемены и в физическом состоянии ребенка, которые возникают из-за рассогласованности разных частей вегетативной нервной системы. Это сердцебиение и колебания артериального давления «на ровном месте», потливость, чувство нехватки воздуха. Характерна «медвежья болезнь», когда после резкого звука или неожиданного события ребенок испытывает непреодолимый позыв к дефекации. Бывают трудности засыпания, прерывистый сон, кошмары, непереносимость яркого света и громких звуков.

Виды неврозов

Различные проявления неврозов у детей включает несколько видов (распределены по частоте).

Вид Проявления
Невроз страха или тревожный Страхи у детей разного возраста отличаются. Так, дети 2-5 лет боятся оставаться дома одни, боятся темноты или вымышленных персонажей – мультфильмов, фильмов и передач. Дети 5-7 лет переживают школьные страхи – учителя, плохой оценки, старших.
Навязчивых движений При любом эмоциональном напряжении малыш производит частично неосознаваемые действия, которые облегчают его переживания – кашляет, шмыгает носом, моргает, морщится, топает ногой, вздрагивает. Сюда относится кусание ногтей, накручивание на палец волос, раскачивание ногой, прикосновение к половым органам.
Нервный тик Характерен для детей старше 5 лет, проявляются в виде непроизвольных сокращений мышечных групп лица, шеи, конечностей.
Фобии Навязчивые страхи, полностью оторванные от реальности. Это боязнь замкнутых пространств, грязи, болезни, неотвратимой смерти. Фобии полностью завладевают ребенком, часто противоречат моральным принципам. Это более сильная и глубокая эмоция, чем простой страх.
Депрессивные неврозы Развиваются у детей старше 7 лет, чаще ближе к пубертату. У ребенка резко снижена самооценка, он ограничивает общение, считает себя хуже всех. Этот невроз таит в себе опасность суицида.
Истерические Бывают преимущественно у детей от 2 до 5 лет. Таких малышей можно видеть в любом крупном детском супермаркете, когда в ответ на отказ в покупке они падают на пол, орут и стучат ногами. У старших школьников можно наблюдать полноценные проявления в виде истерической слепоты, мнимого удушья, расстройств чувствительности, возникающих при отказе удовлетворить их желания.
Неврастения Истощение нервной системы, возникающее на фоне соматической болезни или школьных перегрузок. Дети быстро устают, неусидчивы, плаксивы, плохо спят и едят.
Ипохондрические Развиваются у детей после 7 лет, часто имеющих перед глазами «образец» — больного родственника. Дети «находят» у себя проявления разных болезней и потом долго переживают об этом.
Заикание или логоневроз Бывает чаще у мальчиков до 5 лет в период активного освоения речи. Провоцируют заикание перегрузки, испуг, семейные скандалы.
Сомнамбулизм или снохождение и сноговорение Характерно для детей обоих полов в возрасте от 3-х до 5-ти лет, требуется тщательное неврологическое обследование.
Нервная анорексия или отказ от пищи, рвота во время еды Возникает у детей любого возраста как реакция на насильное кормление, скандалы во время еды. Может распространяться на любую еду или отдельные ее виды.
Энурез и энкопрез или недержание мочи или кала Лечится психотерапевтическими методами только после тщательного обследования и исключения органической природы.

Установить диагноз невроза может только психиатр или психотерапевт после всех необходимых консультаций с другими специалистами.

Медикаментозное лечение

Требуется редко, только в случаях органической резидуальной (остаточной) симптоматики. Ограниченно используются ноотропы для улучшения обмена веществ в головном мозге, особенно при невропатиях, энцефалопатиях и прочих подобных процессах.

ноотропыЧасто используются средства, улучшающие венозный отток и ликвородинамику. Применяются аптечные витамины, преимущественно группы В и С. При явлениях астении или истощаемости нервной системы лечатся общеукрепляющими средствами на фоне нормализации питания и режима дня.

У детей при неврозах психотропные средства используются в исключительных случаях, чаще применяются только растительные сборы, отвары, микстуры. Использование психотропных средств необходимо при расторможенности ребенка, курс используется как можно более короткий.

Психотерапия

Основной вид лечения при неврозах у детей всех возрастов. Лечиться должна вся семья, а не только ребенок. Одновременно нужно исправлять реакции и детей, и родителей. Если семья неполная, то к лечению привлекаются и другие родственники, проживающие с ребенком – дедушки, бабушки, тетки.

Первое, что делает психотерапевт – разъясняет родственникам особенности сложившейся ситуации и необходимость единых требований к ребенку. При простом изучении семейной ситуации вскрываются многие «скелеты в шкафу», без устранения которых дальнейшее движение невозможно.

Полезны индивидуальные и групповые занятия с членами семьи без участия ребенка, на которых можно разрешить застарелые семейные проблемы. Важно провести расстановку или объяснение каждому члену семьи его места и жизненной роли. Многие семьи это уберегает от распада и позволяет перестроить всю ситуацию.

Для детей применяются преимущественно игровые формы, в которых обучение правильному реагированию и устранение болезненных симптомов происходит как бы незаметно для малыша. Используются такие подходы:

  • ролевые игры, когда ребенок становится на место обидчика или приятеля;
  • арт-терапия – обширный раздел творчества, когда ребенок рисует, лепит, строит, поет (наблюдение за рисованием и другой творческой активностью дает бесценные результаты для терапии);
  • психологгипноз – используются мягкие методы внушения, особенно транс наяву, без достижения глубоких стадий;
  • общение с животными – собаками, дельфинами, лошадьми, кошками;
  • сказки – ребенок вместе с врачом сочиняет сказку с участием знакомых персонажей из числа родственников или учеников класса, в которой обыгрываются и разрешаются все травмирующие моменты.

Подбор метода психотерапии – сложная задача, которая под силу только квалифицированному врачу – психиатру. Важно вовремя проконсультировать малыша, чтобы не дать развиться патологическим чертам характера.

Профилактика

Лучшая профилактика – здоровый образ жизни в любящей семье. Если идеал на данном этапе недостижим, нужно организовать ребенку 3 вещи: сбалансированное питание, режим дня и интересные занятия.

Важно не потерять контакт с ребенком, страдающим неврозом, чтобы оставаться в курсе его проблем и не пропустить момент, когда ему можно помочь. Нужно знать друзей своих детей и весь круг его общения.

Автор статьи: Врач-психиатр, психотерапевт Небога Лариса Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

1 × пять =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.