Дислексия семантическая: причины, как проявляется и лечится

Дислексия семантическая – это неврологическая патология, характеризующаяся нарушением чтения. Такой недуг обусловлен дезорганизацией высших корковых функций головного мозга и их развития. Расстройство сопровождается типичными ошибками при чтении, которые совершаются детьми и взрослыми.

Чтение – это сложный умственный процесс, в котором участвуют несколько отделов коры мозга: височная область, зрительный и речедвигательный центры. Чтение не является одномоментным актом: процесс активизирует цепочку взаимосвязанных действий в коре.

Схематически это выглядит так: зрительный путь передает информацию о наборе пока еще непонятных символов к зрительному центру. Там происходит анализ: изображение превращается в буквы. После чего информация сопоставляется со слуховой корой, где происходит анализ более высокого уровня. В конце, синтезированные данные из областей отправляются к лобному центру, где формируется понятие букв и их значение. Возникает мыслительный процесс: полученная информация приобретает смысл – отдельные буквы превращаются в целостные предложения.

Суть заболевания состоит в нарушении работы либо отдельных центров, либо их взаимосвязи: при выпадении одного звена из цепочки и нарушается процесс чтения.

Причины

Единого фактора, могущего вызвать нарушение чтения, не существует. Однако причины семантической дислексии чаще имеют органическую природу.

  1. нарушение чтенияНаследственная предрасположенность: люди с правым полушарием более склоны к недугу.
  2. Воздействие биологических факторов. Они вызывают органическое поражение ткани головного мозга. Например, при тяжелых родах плод может страдать недостатком кислорода. Также к этим факторам относятся: врожденные дефекты сердца, желтуха у новорожденных, заболевания крови. Инфекции: краснуха, корь, грипп при тяжелом течении.
  3. Черепно-мозговые травмы, повреждающие мозговые ткани.
  4. Социальные факторы: педагогическая запущенность, госпитальный синдром у детей, сильные ранние психические травмы.

Какие бывают дислексии

Семантическая форма нарушения чтения –  один из видов дислексий. Кроме нее в неврологии и психологии выделяют еще несколько категорий:

  1. Аграмматическая. Эта форма часто наблюдается у детей с задержкой умственного развития. Аграмматический вид проявляется неверным чтением и произношением окончаний, префиксов и суффиксов в предложении.
  2. Фонематический вариант. Сопровождается проблемами в фонематической составляющей чтении, разговора и письма: перестановки букв, слов и словосочетаний, подмена твердых и мягких звуков.
  3. Мнестическая дислексия. Это расстройство проявляется в нарушении запоминания букв и их произношения. Например, ребенок не может усвоить произношение буквы «д».
  4. Оптическая дислексия. Такой вариант патологии проявляется нарушением различия похожих букв. Ребенок не отличает букву «г» от «т», или «ь» от «р».

Как проявляется

Следует помнить, что чистая дислексия семантическая наблюдается редко. В основном в клинике заболевания комбинируется несколько вариантов вместе с задержками развития речевого аппарата. Симптомы нарушения:

  • ребенок с трудом понимает содержание прочитанногоребенок с трудом понимает содержание прочитанного, ему трудно воспроизвести информацию;
  • сложность в слитном произношении слов и предложений;
  • частые короткие паузы между буквами;
  • чтение по слогам.

Однако ребенок при этой дислексии все же может нормально читать, выговаривать все буквы со звуками, правильно расставлять интонации. Но часто это зависит от уровня подготовки и умственных способностей.

При семантическом нарушении чтения упор делается не на звуки, а на понимание смысла прочитанного материала. К примеру, таким словам, как «пила» и «липа» ребенок придает аналогичное содержание.

Как диагностировать патологию

Логопед – тот, к кому следует показать ребенка. Этот специалист не просто учитель, но и психолог. Эксперт сможет выявить уровень патологии: это педагогическая запущенность или нарушение мозговой деятельности. Так, после собеседования и нескольких тестов логопед даст первичное заключение.

Медицинское исследование – вторая часть диагностики, так как часто неврологические нарушения провоцируются травмами и заболеваниями организма. В клинике ребенка необходимо показать детскому неврологу. После врач назначит инструментальные исследования: электроэнцефалограмму, эхоэнцефалографию – методы, что изучают работу мозга на уровне его электрических волн.

Методы устранения

Патологию лечит логопед. Длительность устранения зависит от сложности дислексии, ее запущенности и когнитивных возможностей ребенка. Коррекционная работа – основной способ лечения семантической дислексии. Наиболее популярная схема закрепилась за методикой Дейвиса. Бывший скульптор предположил, что все страдающие дислексией мыслят образно, так как у них нет организованных мыслей. Дейвис предложил два основных направления:

  1. Контроль перцепционной дезориентации.
  2. Устранение причин дислексии.

занятия с логопедомСуть первого способа заключается в том, чтобы научить ребенка длительное время концентрироваться на одном процессе или явлении. В ходе занятий детей учат сознательно управлять своими образами и внутренними ощущениями. Так, дети мысленно переносят фокус своего внимания на необходимый объект. В итоге маленькие клиенты обучаются правильно воспринимать буквы, звуки и их сочетание.

Смысл коррекции провоцирующих факторов – обучить ребенка алфавиту и основным символическим изображениям. Кроме того, на лечебном курсе дети осваивают содержание слов, семантику.

Метод Дейвиса предлагает творческие упражнения. Так, ребенок лепит буквы алфавита из пластилина. Буква для него становится реальным объектом, с которым можно работать, потрогать, изучить.

Тренировка артикуляции

Упражняться артикуляцией необходимо для комплексного лечения дислексии. При развитии одного мозгового центра – рядом активизируются и развиваются другие. Тренировка речевого аппарата лечит не только нарушение собственно артикуляции, но и слуха, и в некоторой степени зрения. В том числе и дисграфию.

Сама тренировка состоит из медленного чтения вслух и молча. Скорость не так важна, как качество артикуляции. Поэтому в начале курса ребенок медленно читает по слогам, и лишь затем переходит к целым словам.

Профилактика дислексии

девочка читаетПредупреждение болезни начинается еще с младших лет. У детей нужно развивать зрительную и слуховую функцию игровыми методами. Конструктор – один из способов развить мелкую моторику пальцев. Интеллектуальные игры способствуют становлению синтетических и аналитических процессов мышления.

В развитии болезни часто играют такие факторы: инфекции и внутренние заболевания. Для этого рекомендуется проводить вакцинацию, стимулировать иммунитет, посещать врача согласно плану. Также необходимо придерживаться рационального питания и режима дня.

Дислексия и дисграфия

Дисграфия – нарушение письменных навыков – нередко сочетается с дислексией. В таком случае применяется комплексный подход: метод Дейвиса и упражнения для письма. Сочетание патологий имеет неблагоприятный прогноз для дальнейшей жизни: ребенку, немеющему читать и писать, сложно адаптироваться к обществу.

Осложнения и последствия

Последствия можно разделить на такие группы: психологические, социальные и интеллектуальные. К социальным последствиям относится нарушение адаптации ребенка к учебному классу, проблемы в поиске товарищей; к интеллектуальным – задержка умственного развития, бедный багаж знаний, полная потеря к учебе; к психологическим – внутриличностные конфликты, низкая самооценка, эмоциональная нестабильность.

Психотерапия

у психолога с ребенкомВ редких случаях больному дислексией нужен психотерапевт. Неврологическая патология не развивает расстройств психики и не способствует нарушению поведения. В таких случаях показана консультация психолога, который должен объяснить все связанные с болезнью моменты родителям.

Советы родителям

Важно помнить: дислексия исправима и ее можно излечить. Так, родителям больше обычного нужно уделять внимание своему ребенку. Кроме домашних занятий чтением и письмом, рекомендуется отвести ребенка в творческий кружок, где он мог бы изучать рисование, танцы или просто общаться с другими детьми.

Внеурочные занятия способствуют не только лечению собственно дислексии, но и развитию скрытых талантов и их полноценной реализации.

Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

19 + 8 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.