Динамический стереотип: значение, роль в процессе обучения, примеры

Динамический стереотип в медицине и психологии – это система постоянно проявляющихся условных рефлексов, которые сформировались у человека в результате воздействия одних и тех же раздражителей извне. Система закрепляется за счет вновь образовавшихся нервных связей, происходит процесс реакции организма за счет этих условных рефлексов без сиюминутного осознания происходящего.

Этот термин ввел в науку И.П. Павлов. Он утверждал, что динамическое стереотипное поведение человека распространяется на все сферы его деятельности: от простейших действий конечностями, до образа мышления и всей жизни. Рассмотрим подробнее это явление, как оно проявляется, и чем помогает в жизни человека.

Значение этого явления

Значение динамического стереотипа велико для нашей нервной системы. Определенная последовательность действий в ответ на появление раздражителя помогает нервной системе адекватно и не перегружаясь реагировать на него. В целом мы имеем два основных положительных момента от этого явления:

  • выполнение разных делклетки нервной системы постоянно в состоянии готовности ответить на влияние раздражителя, что позволяет минимизировать постоянное возбуждение и торможение, что снижает риск перегрузки НС;
  • человек с помощью такого явления может автоматически выполнять определенные действия, что позволяет выполнять их быстро, есть возможность одновременного выполнения нескольких действий;
  • помогают получить новый опыт за счет прошлого, выработать новые связи, двигательные навыки.

Роль динамического стереотипа в процессе обучения

Это явление изучается разными науками: биологией, психологией, физиологией и остальными отраслями медицины, педагогикой в ракурсе привычек в обучении. Доказано, что человек лучше усваивает материал, засыпает и работает, если делать это в одно и то же время, в одних и тех же условиях.

Выработать динамический стереотип в учебе сложно. Но когда постоянные действия уже закрепились в коре больших полушарий, они сохраняются на долгие годы. Те условно-рефлекторные действия, которые закрепились в детстве, сохраняются до старости, и их сложно потом переделать, откорректировать.

Формирование навыка обучения, ухода за собой, домом, в раннем детстве положительно влияет на поведение человека в будущем. Поэтому явление, закрепленное в коре головного мозга, при должном поведении играет положительную роль для человека.

Торможение выработанных рефлексов, виды и особенности возраста

Торможение условных рефлексов – процесс, при котором выработанная стереотипизация претерпевает изменения под влиянием разных условий. Влияние бывает внутренним и внешним, в зависимости от вида влияния, различают:

  1. головной мозгБезусловное торможение – условный рефлекс полностью устраняется или снижается его активность под влиянием изменений внешних условий. Например, человек привык быстро засыпать только в темноте, но изменились условия – горит яркая лампочка, и в коре головного мозга уже тормозится сформированный рефлекс, а появляется другой очаг возбуждения. Стереотип динамический быстрого засыпания нивелируется. Замечено, что недавние стереотипы в поведении легче тормозятся факторами извне. Безусловное торможение охватывает все психические процессы человека (внимание, память, мышление), поведение, функции ЦНС.
  2. Условное торможение – это процесс, контролируемый высшими отделами ЦНС. Он происходит, когда нет подкрепления сформированного рефлекса безусловным раздражителем, не происходит совпадения одновременно двух очагов возбуждения. Например, домашнее животное не будет со временем приходить к определенному месту, где раньше была еда, а потом ее не стало.

Угасание рефлексов (внутреннее торможение) имеет разную временную характеристику, в зависимости от возраста человека. У детей угасание происходит медленнее, это связано с особенностями их НС. Этим объясняется сложность в преодолении вредных привычек (когда ребенок грызет ногти, ходит в туалет на кровать и т.д.) Угасание важно для получения новых навыков.

девушка в делахЗапаздывание – тоже процесс условного торможения. Внешне это проявляется в выдержке, тренировке, терпении, воспитание человека здесь же. Запаздывание на физиологическом уровне появляется из-за отсрочки времени воздействия раздражителя при выработанном рефлексе.

Дифференцировка также характеризует внутреннее торможение, заключается в различении похожих раздражителей (звуков, запахов и др.)

Физиология, примеры

Это явление экономит энергию и время для человека. Организм, усваивая новые навыки, имеет возможность их совершенствовать посредством формирования рефлексов и «включения» торможения. Благодаря динамическому стереотипу удается на физиологическом уровне выработать автоматизацию действий. На практике это можно увидеть, когда за трудную работу берется опытный человек или новичок.

Первому будет намного легче выполнить поставленную задачу, чем новичку. Это дает возможность опытному работнику экономить время, энергию для ее выполнения. Напряжение вызывает процесс полного изменения внешних условий, тогда человеку предстоит полностью изменять систему сложившихся рефлексов. Доказано, что флегматикам и меланхоликам сложнее поменять стереотипы в действиях, так как у них врожденная инертность течения процессов торможения.

Теория организации движений Бернштейна

Организация движений с динамическим стереотипом – это взаимосвязанные понятия. По принципу развития рефлекторной дуги распределяются и уровни движений человека. В зависимости от возбуждения центров головного мозга, происходят разные движения. «Задеваются» разные «слои» центральной НС. Каждому уровню соответствуют названия латинских букв.

Уровни организации движений:

  1. А – этот уровень самый древний и лежит в основе тонуса мышц. Еще он регулирует неконтролируемую дрожь тела, стук зубов от холода, страха, вибрато на разных музыкальных инструментах, позу человека перед прыжком. Он взаимодействует с органами равновесия, контролирует степень напряжения мышц.
  2. сигналы с головного мозгаВ – уровень синергий – регулирует внутренние процессы в теле, в частности, получает сигналы о движении мышц и суставов от их рецепторов. Участвует в организации более сложных движений. Только этим уровнем контролируются движения при вольной гимнастике, потягиваниях, мимике и т.д.
  3. С – пространственное поле – получает сигналы от всех рецепторов о состоянии внешнего пространства. Осуществляет контроль всех движений перемещения человека, прицеливание, баллистические, движения рук во время игры на пианино, работе по набору текстов на клавиатуре.
  4. D – предметные действия – контроль уже осуществляют корковые центры. Принадлежит только человеку. С его помощью осуществляется манипулирование предметами и связь с логикой предмета: действия шнуровки, операции, управления машинами. Здесь уже человек стремится к конечной цели не важно, с помощью каких действий.
  5. Е – интеллектуальный уровень – движение на основе работы когнитивных процессов. Отличается вербальной составляющей: жестовая речь, письмо. Здесь подключается и моторика (нижестоящие уровни движений) и мозговая интеллектуальная деятельность.

Выработка полезной привычки – советы психолога

Любое повторяющееся действие человека от самого примитивного, до сложно устроенного, является условным рефлексом, динамическим стереотипом. Этим свойством НС в работе пользуются психологи и медики. Мы сейчас не берем физиологию: восстановление после травмы, обучение детей с патологиями. Нас интересует психологическая область, то есть, как выработать полезные привычки.

Есть разные программы, но мы рассмотрим основные моменты формирования новых привычек.

  1. управление действиямиДля любой привычки важна тренировка. Без тренировки действия не будут постоянными и автоматизированными.
  2. Тренировка по длительности должна соответствовать сложности действия, которое должно войти в привычку. Определено, что в течение 21 дня формируется двигательная привычка, если каждый день ее повторять, например, почистить зубы, помыть обувь или читать книгу перед сном.
  3. Для осознания привычки нужно определить конечную цель, чего я хочу добиться в результате этого действия. Это подкрепление внутренней мотивацией.
  4. Не давать себе отдыха в достижении целей. Важно выдержать первые 21 день. Но не нужно себя винить, если не получилось сразу выработать привычку – мы не роботы, и наш организм не сразу воспринимает все новшества.
  5. С оптимизмом смотреть в будущее. Все получится при большом желании!

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

20 + 5 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.