Экзистенциальный кризис: что это такое и как его преодолеть

В жизни практически каждого человека настает момент, когда он остается один на один с вопросом о смысле своего существования. Одни находят смысл в самом бытии, другим же требуется время, чтобы ответить на один из важнейших вопросов своей жизни. На этом пути человек может столкнуться с тревогой, страхом и чувством бессмысленности, которые обозначаются как экзистенциальный кризис.

Что такое экзистенция, какие идеи лежат в основе экзистенциальной психологии, и почему мы приходим к вопросу о смысле существования? Давайте разбираться.

Данности бытия

мужчина в поисках смысла существования Ключевые понятия экзистенциальной психологии – данности существования, которые априори связаны с нашей жизнью и поддерживают в нас первичную тревогу. Эти данности сопровождают человека от рождения до смерти, а справляется с ними каждый своими способами.

Исходя из этой позиции, мы понимаем, что любые защиты и симптомы, порождаемые нашей психикой – лишь окольный путь к одной из этих данностей.

Всего их четыре:

  • смерть;
  • свобода;
  • бессмысленность;
  • одиночество.

Как же они влияют на жизнь человека и социума в целом?


Отношение к смерти – центральный экзистенциальный конфликт. Хотим мы этого или нет, но приходится принять тот факт, что смерть неизбежна. В психической жизни человека она отражается разными способами, оформляя защитные барьеры на пути к ее принятию:

  • нарциссизм;
  • агрессия;
  • гиперконтроль;
  • навязчивый (фальшивый) героизм – ригидные идеи «защиты» чего-либо (животных, природы, детей, меньшинств);
  • трудоголизм.

Все это – лишь защитное ограждение от принятия конечности бытия. Еще одна форма защиты представлена в идеях о конечном спасении, будь оно дано божественным существом или наукой.

мужчина смотрит впередФанатичная вера в бессмертие души, искусственное омоложение, модификации тела – лишь отголоски идеи продлить свое существование. Развиваясь, подобные способы «спасения» человеком себя от данности смерти приводят к ограничению других сфер жизни, что вызывает неудовлетворение и страдание.

Вторая данность – это свобода. Она неразрывно связана с волей и ответственностью, ведь нельзя быть свободным, не принимая ответственности, как нельзя делать свои выборы безвольно. Лишь сам человек отвечает за все свои решения и поступки. В крайних случаях люди «передают» контроль над своей жизнью внешним факторам – погоде, звездам, предначертаниям. Все это – попытка избавиться от бремени свободы.

Одиночество есть факт нашей непохожести на других. Всегда есть граница, разделяющая нас от не-нас, обрекающая нас на одиночество. Навязчивые попытки спастись от этого одиночества влияют на отношения человека с окружением. Одиночество, переживаемое как неполноценность, пытается быть заменено отношениями, просто другими людьми.

Такие попытки приводят к разрушению собственных границ, выражаясь в эмоциональной зависимости, ревности, слиянием или отчуждением от партнера. Лишь принятие факта изоляции позволяет строит отношения с внешним миром на ином уровне.

мужчина бежитИ наконец, бессмысленность существования. В рамках этой данности есть две противоположности: от полного отрицания смысла, до бесцельного авантюризма. Первые не знают, во что они верят, но точно знают – во что не верят. Крайние проявления бессмысленности – отказ жить собственную жизнь, не пытаясь что-то менять, пуская все на самотек. Авантюристы же подчиняют свою жизнь некоей сверхценной идее, посвящая ей свою жизнь и утрачивая способность искать удовлетворение в чем-то другом.

Страх и вина

Экзистенциальная вина – это форма ответственности человека перед собой за отказ проживать свою жизнь.

Вина является платой за отказ воплощать свою жизнь, жизнь, отданную другому или идее, за отказ от своих настоящих желаний, чувств и мыслей. Идею экзистенциальной вины можно охарактеризовать как признание того факта, что человек всегда имел возможность изменить свою жизнь, но никогда ее не использовал. Проще говоря – это вина за впустую прожитые годы, которая рождает экзистенциальный кризис личности.

Вина перед собой редко осознается, что не мешает ей активно влиять на нашу жизнь. С возрастом это чувство усугубляется, если человек оказывается не способен открыть жизнь для себя. Чувство недовольство всеми обстоятельствами своего существования есть выражение силы экзистенциальной вины человека перед самим собой. Когда чувство виновности становится слишком тяжелым, человеку проще принять идею фатализма, неизменности ситуации, чем пытаться что-то менять. Нередко столкновения человека с экзистенциальной виной заканчиваются самоубийством, как формой отказа от ответственности за свою жизнь.

Другая категория экзистенциализма – это страхи. Это не фобии в классическом понимании и не удел малой группы людей; экзистенциальные страхи присущи каждому человеку и связанны с данностями бытия. Они лежат глубоко в подсознании, неконкретны и безобъектны, а поэтому изжить их нельзя, только ослабить.

Выделяют четыре группы экзистенциальных страхов:

  • страх временистрах времени;
  • страх пространства;
  • страх жизни;
  • страх себя.

Первый связан с данностью смерти, непознаваемостью будущего. Пространственные страхи связаны с данностью свободы и часто выражаются в боязни замкнутых пространств, глубины, темноты и свободного места. Страх жизни связан с данностями бессмысленности и одиночества, выражаясь в боязни непохожего, непонятно и непознаваемого, нового. И наконец, последний страх связан с непониманием своего бытия, страхом быть собой и потерять контроль над своими действиями.

Причины кризиса бытия

Причины развития экзистенциального кризиса стоит искать в четырех данностях и связанных страхах. Как правило, экзистенциальный кризис – это непонимание собственной жизни, отчуждение самого себя от проживаемой жизни, отказ от ответственности. Зачастую этот кризис связывается с периодом взрослости, когда человек впервые глобально окидывает взглядом прожитую часть жизни и задается вопросом о том, его ли это жизнь?

Столкновение двух идей – ценности собственной жизни и осознания бессмысленности существования как такового приводит к внутреннему коллапсу. Если человек ощущает свою жизнь по истине своей – то кризис как таковой не развивается, он переживает полноту своей экзистенции (существования), видит свою жизнь как часть бытия (всего сущего), что можно обозначить как Dasein – «вот-бытие».

депрессияКогда же человек видит свою жизнь как нечто чуждое, непонятное и пугающие – это приводит к дальнейшему развитию кризиса, который может быть успешно решен через страдание, либо привести к развитию патологических симптомов: наркоманиям, депрессиям, суицидальным попыткам.

Страдание есть необходимое условие для примирения со своей жизнью, кристаллизующее наш опыт и позволяющее принять свою жизнь. Особую роль играет страдание тогда, когда экзистенциальный кризис развивается ввиду утраты: смерти близкого, расставании, смертельного диагноза (утрата здоровья).

В такие моменты рушатся защитные барьеры, не пускающие мысли о конечности существования в сознание и человек сталкивается со страданием. Его функция – помочь нам собрать цельную картину своей жизни и создать в нашей памяти приятные воспоминания об утраченном.

Однако это не делает страдание приятным: его нужно принять и пережить, не пытаясь спрятаться за бравадой.

Преодоление

В принципе, экзистенциальная психология рассматривает каждую экзистенцию (жизнь, существования) как уникальную, поэтому говорить об универсальных способах совладать с экзистенциальным кризисом – грубо. В любом случае, экзистенциальный кризис связан со страданием, которое человек должен пережить сам.

Кто-то это делает это успешно, переосмысляя свою жизнь и находя смыслы в уже сделанном и еще запланированном. Другие сталкиваются с чрезмерно тяжелой ношей и могут оказаться на грани развития патологических симптомов, о которых мы писали выше.

психотерапияВ таком случае стоит искать помощи у экзистенциальных аналитиков, к которым обращаются именно с запросами о бессмысленности существования. В долгой и тяжелой работе со специалистом человек постепенно начинает обнаруживать себя настоящего в своей жизни, что помогает и найти смыслы, и смириться с тем, что не изменить.

Особо важную роль играет кризисное сопровождение, связанное с утратой. Однако стоит понимать, что задача аналитика состоит не в облегчении страданий, а в помощи нахождения ресурсов для того, чтобы их пережить.

Развитие через страдание, катарсис – это нелегкий, но верный путь к своей исполненной экзистенции.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 × пять =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.