Необихевиоризм: что это такое, теория Б.Скиннера, Халла и Э. Толмена

Необихевиоризм – американская психологическая школа, берущая свое начало в 30-х годах 20-го века. Это направление возникает в психологии как ответ на несостоятельность классического бихевиоризма, который оказался бесполезен в плане полноценного объяснения поведения людей.

Обращаем внимание

Существенное отличие «нового» бихевиоризма по сравнению с классической школой – это введение в схему S (независимый внешний стимул) àR (зависимая реакция) третьей переменной, которая не полается прямому изучению. Модель классического поведенческого подхода раскладывала поведение на множество таких парных цепочек, где связи между стимулом и реакцией возникают путем подкрепления.

поведение мужчиныВ новом направлении вводится понятие промежуточных переменных (V), которые опосредуют стимул и влияют на формирование связей между стимулом и реакцией. Таким образом, третья переменная способна:

  • усиливать связь;
  • замедлять ее формирование;
  • вообще препятствовать ее возникновению.

Теория Б.Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер развивал идею, которая позже получила такое название как  оперантный бихевиоризм.

Путем эксперимента Скиннер выделяет три вида поведения:

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

оперантное поведениеИ именно оперантное поведение становится центральным понятием в концепции Скиннера.

Первые два типа поведения, как предполагает и классический бихевиоризм, являются ответной реакцией на стимуляцию извне и называются отвечающим поведением. В этом поведении прослеживается некоторая пассивность субъекта.

Загрузка...

Но эти типы (1 и 2) поведения не способствуют адаптации к среде, которая основывается на активности субъекта – тестирования тех или иных форм поведения.

Некоторые пробы приводят к нужному результату, что становится причиной закрепления такой формы поведения. Подобные тест-реакции запускаются самим субъектом деятельности, а не внешним стимулом, а при их реальной полезности – подкрепляются и фиксируются в опыте.

Именно их Скиннер называет оперантными – это реакции R-типа.

Поведение по оперантному типу предполагает активность организма. Именно эти реакции являются основой для адаптации организма к внешним условиям, а более того – они есть форма произвольного поведения. Игра на музыкальном инструменте, обучение счету и письму – вот примеры оперантных действий, которые контролируются не стимулом, а последствиями. И если эти последствия носят благоприятный характер, то вероятность повторения этого действия возрастает.

Анализируя поведение, автор приходит к выводу, что подкрепление – важнейшее средство для формирования поведения.

Скиннером выделяются четыре типа подкрепления:

  1. Подкрепление с постоянным соотношением. Здесь сила положительного подкрепления напрямую зависит от количества правильных (полезных) действий. Как пример – оплата труда за единицу произведенной продукции.
  2. Подкрепление с вариативным соотношением. При таком типе подкрепления не всегда возможно предугадать, будет ли положительное подкрепление. Как пример – игровые автоматы, где выигрыш не предсказуем, но вероятен. Такой тип подкрепления сильно влияет на поведение человека.
  3. Теория Б.СкиннераПодкрепление с постоянным интервалом. Каждое новое подкрепление следует за предыдущем после строго определенного промежутка времени. Пример – ежемесячная оплата труда, сессия. При этом эффективность и скорость реакций падает после каждого нового подкрепления.
  4. Подкрепление с вариативным интервалом. Здесь подкрепление дается случайным образом, через разные интервалы. Непредсказуемость подкрепления делает человека более эффективным.

Ученый выделяет два типа подкреплений:

  • первичные – физиологические (сон, пища, секс и т.п.);
  • вторичные – условные (деньги, привязанности, внимание и т.п.).

Вторичные подкрепления обобщаются и сливаются с первичными: например, деньги могут служить инструментом для удовлетворения различных потребностей.

Самым «обобщенным» подкреплением Скиннер считал социальное одобрение – именно ради него мы стремимся соблюдать социальные нормы, формируем привлекательный внешний вид и т.п. И наконец, автор выделяет два типа подкреплений и наказаний:

Позитивное Негативное
Наказание Аверсивная стимуляция – заключение под стражу, причинение боли Удаление позитивного стимула – лишение премии, запрет гулять
Подкрепление Положительное подкрепление (удовольствие) Удаление аверсивного стимула

взвешивание при принятии решенийНеобихевиоризм Скиннера выступал против использования аверсивных методов с целью контроля над поведением. Автор утверждал, что подобное «научение» приводит к формированию социально нежелательных эффектов, а также не дает особого результата: неправильное поведение проявится снова, как только исчезнет угроза наказания.

Теория научения Халла

Согласно взглядам этого автора научение организма происходит за счет уменьшения потребности, которое следует за подкреплением. По Халлу каждое подкрепление – это частичное удовлетворение потребности.

концепция научения ХаллаНовые модели поведения закрепляются в том случае, если после определенного набора реакций (действий) какая-либо потребность уменьшается. На основе такой связи формируются так называемые привычки. С каждым новым подкреплением привычки становятся сильнее и связи между поведением и подкреплением усиливаются, что является основной научения в рамках этой концепции.

Согласно Халлу, отсутствие привычек и потребностей человек не будет предпринимать никаких действий, ведь без потребности нет мотивации к действию, а без привычки – схемы действия.

Оба этих фактора (привычка, мотивация) получили название «психических конструктов», поскольку их невозможно наблюдать и измерять непосредственно и именно они занимают промежуточное место в схеме стимул-реакция.

Теория когнитивного бихевиоризма Толмена

Эдвард Толмен первый предположил, что научение строится не только на связи стимула и реакции. Автор предложил концепцию когнитивного бихевиоризма, в которой центральное место заняло понятие «знака-гештальта». Этот знак – когнитивное представление, лежащее между стимулом и реакцией. Поскольку эта связь носит исключительно пассивно-механический характер, Толмен утверждал, что научение происходит через познание, а познание – это активный и опосредующий процесс между стимулом и реакцией. Таким образом, по Толмену схема принимает вид: стимуàпознание (знак-гештальт) àреакция.

Знак-гештальт есть не что иное, как «когнитивная карта» — представляемый образ чего-либо. В знак-гештальт включаются и ожидания человека, а также другие промежуточные переменные, связанные с процессом познания. Эксперименты Толмена с крысами показали, что не обязательно формировать у грызунов условный рефлекс, чтобы те могли найти путь к пище в лабиринте. Крысы двигались прямиком к еде, поскольку они знали («когнитивная карта»), где находится цель и как ее можно найти. Животные всегда двигались к одной и той же цели, независимо от предыдущего опыта и изученных путей. Цель служила мотивом и подкреплением к действию и именно поэтому теория Толмена носит название «целевй бихевиоризм».

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

семнадцать − восемь =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.