Парадигма в любой науке – это, в первую очередь, образцы для постановки проблем и решения задач, которыми оперируют определенные научные сообщества, изучая какое-либо явление. Парадигма также включает в себя определенный глоссарий и набор инструментов для наблюдения за изучаемым феноменом. Через призму парадигм оцениваются и научные достижения.
К истории понятия
Понятие было введено в науку Т. Куном, однако сегодня вопрос о весомости этого понятия до сих пор остается открытым.
Введение парадигмы в научный обиход показало, что наука – это коллективная деятельность, по умолчанию предполагающая наличие определенных сообществ.
В рамках определенной области знаний может единовременно сосуществовать несколько парадигм, что мы увидим на примере психологии. Даже когда парадигма меняется, прикладные исследования и поиск ответов на вопросы в рамках одной научной области не прекращается: например, механика. Классические формулы до сих пор используются, однако та парадигма, при которой они были выведены, уже не может быть принята научным сообществом ввиду накопленных знаний.
Парадигма – это показатель развитости науки, когда сообщество ученых готово использовать одну теорию как базу для исследований.
Период рассогласованности мнений и методов изучения одного объекта Кун назвал допарадигмальным. Пример допарадигмального мышления хорошо просматривается на отношении к природе света. До конца 18в. было множество локальных школ, по разному трактующих это явление, которые по умолчанию не могли прийти к единому пониманию сути явления. Сегодня физика как наука вошла в эпоху парадигм, а самая используемая в исследованиях парадигма задает определение природе света – корпускулярно-волновой.
Чего стоит парадигма науке? Во-первых, это ее элитаризация. До формирования отчетливых моделей, большая часть научных знаний была доступна широким массам, сегодня научное знание слишком сложно для интуитивного понимания обывателем.
Функции
Парадигма способна видоизменяться – это неотъемлемый процесс развития науки, однако ее функции остаются неизменными:
-
упрощает решение задач, позволяя находить сходства между уже известным и нет;
- объединение разрозненных ученых групп в сообщества, цель существования которого – организация и проведение исследований с целью прогресса;
- экономия сил, т.к. ученым не приходится формировать исходные понятия и принципы.
Когда рождается парадигма, тогда рождается «нормальная наука». В ее рамках складываются и разрабатываются теории, которые в дальнейшем лишь уточняются. Все ключевые вопросы мировоззрения парадигма заведомо определяет, что создает сформированную научную картину явления.
Парадигма – это не просто набор фактов, это и правила построения экспериментов, что облегчает постановку новых задач. Постепенное обогащение изначальной теории эмпирическим материалом позволяет расширять объяснительные возможности теории и сферу приложения ее к практике. Парадигма собирает воедино картину мира, что влияет и на философию в рамках конкретной науки. Метафизический уровень связан с убеждениями ученых, которые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть мировоззренческие положения.
Пример метафизического уровня функционирования феномена: состав любой вещи. Это либо принципиально однородные атомы, либо некоторая материя и силы, которые на нее влияют. Одна парадигма неспособна совместить в себе две этих позиции.
Парадигма, как отправная точка для любых исследований является закрытой системой, которая не предрекает собственного развития. Именно поэтому все глобальные изменения в точках зрения ученых происходят не путем планомерного развития, а в результате научных революций, которые происходят на почве накопления фактов и данных, которые могут дискредитировать принятую сейчас модель.
Позже парадигма как идея столпа наук, была подвергнута критике со стороны Поппера К., который утверждал, что парадигма – это всего лишь доминирующие теоретические воззрения, которая ввиду своей законченности тормозит развитие всей науки и, в принципе, не требует каких-либо исследований. Поппер считал, что парадигма ни есть важная часть науки.
Согласно Попперу, истинная научная деятельность заключается в формировании новых теорий, а сообщества, объединенные под одной парадигмой, в принципе не могут считаться учеными. Парадигма как бы сужает поле поиска, все решаемые задачи ограничены ее рамками, использование парадигмального мышления исключает научность.
В психологии
В рамках психологической науки можно выделить три основных модели:
- гуманитарная;
- естественнонаучная;
- практическая.
Гуманитарная
Эта парадигма внедряет в психологию понятие «духовной жизни» человека. Таким образом, констатируется уникальность любого события (психического явления) и, соответственно, не требует – да и не может – установления строгих причинно-следственных связей. Гуманитарная парадигма характерна сменой:
-
факта на смысл;
- объяснения на понимание;
- вещи (явления) на ценность.
Человек (субъект) не может быть изучен, поскольку он постоянно изменяется, находясь в вечном развитии. Указывается, что без учета внутреннего опыта человека его исследование невозможно.
Естественно-научная
Эта модель опирается на сбор и систематизацию объективных знаний о мире. Свое название парадигма получила из-за близкого родства с классическим естествознанием, а именно были переняты:
- абсолютная ценность объективного знания;
- ценность нового, связанная с постоянным исследованием.
В рамках этой парадигмы знание рождается из гипотезы, которая проверяется экспериментально.
Критерием объективности полученных данных является их воспроизводимость в повторных экспериментах. Фактически здесь цель – это нахождение общих, конечных причинно-следственных связей и универсальных законов. Эта парадигма определяет основное занятие ученого – исследование, в котором человек теряет свою субъектность и изучается как объект. Познание духовности и «человеческой сущности» признается невозможным.
Бихевиоризм – классический представитель этой модели.
Практическая
Она несколько отличается от двух предыдущих. Ее задача – не изучение закономерностей, в преобразование реальности. В коей-то мере эта модель похожа по сущности на инженерию. В реальной деятельности человека зачастую возникают пробелы, которые сами по себе не восполняются, что и порождает необходимость создания определенных практик по их заполнению.
Ключевое отличие практической парадигмы от двух других – это ориентированность не на изучение психологических феноменов, а на работу с ними, их изменение.
Безусловно, это не исключает и исследовательской деятельности в рамках этого направления, однако оно уходит здесь на второй план. Нередко реальная встреча с некоторым феноменом позволяет сформировать запрос «к строгой науке», да и наметить пути первичного исследования явления.
Существование нескольких моделей в рамках одной науки – это закономерное и нормальное явление, однако длительное отсутствие их развития и дополнения, как правило, приводит к стагнации области знания.
Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог