Эмпатия: что это такое, степени проявления и способы ее развить

Эмпатия – это способность человека понимать чувства другого человека и сопереживать его текущему эмоциональному состоянию. При этом человек осознаёт, что эмоциональный отклик, который он переживает, является отражением чувств другого человека. Если этого не происходит, то психологи говорят об идентификации себя с партнёром.

Что это такое

Понятие «эмпатия» не связано с определённый эмоцией, как, например, «сострадание». Оно применяется для сопереживания абсолютно любым эмоциональным откликам. Термин изначально был близок понятию симпатия. Однако, симпатия это скорее позитивное, тёплое отношение к другому. Поэтому не совсем одно и то же симпатия и эмпатия. Разница заключается в обязательном позитиве, в случае с симпатией и понимании любых эмоциональных откликов, в случае эмпатии.

способность человека понимать чувства другого человекаЗначение слова эмпатия может немного разниться при употреблении некоторыми людьми. Так его очень часто применяют в контексте определения, которое в психологии более точно называется «эмпатийное слушание». Например, врач, психолог или просто друг при выслушивании определённого рода жалоб, проявляет эмпатию в виде понимания, сострадания и принятия без осуждения чувств и переживаний говорящего, поощряя при этом ещё более полное освещение темы. Таким образом, эмпатийное слушание позволяет точнее представить проблему говорящего и его переживания. Однако, эмпатийное слушание – это только составляющее полного представления что такое эмпатия по определению.

Виды эмпатии

Существуют такие виды эмпатии:

  1. Эмоциональная эмпатия предполагает механизмы проекции и подражания моторным и эмоциональным способам реагирования другого человека. Часто эмоциональную эмпатию встречают у детей и подростков. Хотя этот вид эмпатии часто применяется при ведении переговоров. Так, определённый перенос мимических и двигательных реакций позволяют находиться с собеседником «на одном уровне».
  2. Когнитивная эмпатия представляет собой интеллектуальные процессы: сравнения, аналогии и многое другое. Это сложный процесс, который не может происходить непроизвольно, без затрачивания усилий. Ведь в этом случае наиболее правильная модель получится, если переосмыслить все составляющие личности собеседника, его индивидуальные особенности и реакции, вникнуть в закономерности ситуаций и среды, где он живёт и работает. Одним словом, собрать во едино всё. Именно так действует хороший психолог или психотерапевт. Ведь зачастую причина, с которой обращается клиент, является лишь видимой вершиной айсберга. Некоторые моменты даже сложны для вербализации. И в процессе работы, именно благодаря когнитивной эмпатии можно докопаться до сути. Аналогично работает и писатель. Это помогло, например, Толстому, будучи мужчиной почтенного возраста, описывать переживания юных барышень.
  3. Предикативная эмпатия проявляется в способности предугадывать аффективные способы реагирования другого человека в определённых ситуациях.

Можно сказать, что эмпатия – синоним слов сопереживание и сочувствие. Просто в первом случае эмоциональное переживание понимается с помощью отождествления человека с собеседником, а во втором – мы имеем дело с формализированной формой эмпатии.

сострадание Люди, которым диагностировали алекситимию, практически не способны к эмпатии, потому что затруднительно вообще различают эмоции. Поэтому, наверное, в случае эмпатии наиболее правильным антонимом было бы название такой патологии. Но, в более широком понимании – противоположность к слову скорее будет определяться, как эмоциональная безучастность, равнодушие, эмоциональная холодность и отстранённость.

Важно отметить, что ещё один вид деятельности, кроме медиков и психологов, где она является важной. Эмпатию считают необходимым качеством в педагогике. Уметь проявлять сопричастность к победам и поражениям маленького человечка и его эмоциональному реагированию на этот счёт – предпосылка для установления доверительных отношений в системе ребёнок — педагог. Это не только помогает учителю адекватно подавать материал, но и уменьшает возможность ситуаций, когда он «ничего не знал» и не подозревал о страшных вещах, происходящих в классе: травле, суицидных мыслях и т.д. Странно слушать таких «учителей», что они «занимаются только преподаванием, а воспитывать детей должны родители». При этом очень скоро начинаются жалобы на «невменяемый класс». Но, если сам преподаватель не стремиться вникнуть в переживания детей, то как же он может требовать, чтобы дети понимали и сопереживали его эмоциональному отклику?

Как развить

И отсюда вытекает главный вопрос относительно эмпатии – как развить её, если она недостаточна? Ну, во-первых, стоит понять, откуда взялся критерий «достаточности»? Если это профессионально важное качество, и вы понимаете, что не можете вывести человека на достаточно откровенный разговор – это одно. Но, если вам соседка сказала или тест непонятный показал, что, дескать, слаба она у вас развита – совсем другое. Ведь начиная сопереживать всем подряд мы, на самом деле, ставим себя в менее защищённое положение и даём повод мошенникам воспользоваться ситуацией.

Поэтому, развивайте эмпатию, если чувствуете свою личную потребность в этом или, трезво проанализировав ситуацию, понимаете, что готовы делать это для значимых людей. Ведь эмпаты реже вступают в конфликты и вовремя обходят «острые углы» потому что понимают переживания другого человека в данный момент. А это, кстати, часто сказывается на карьерном росте. Поэтому:

  1. сочувствиеНачните развитие не с других людей, а с дифференциации своих собственных чувств и эмоциональных всплесков, дайте чёткие определения отношениям с окружающими. Постарайтесь научиться проговаривать те ощущения, которые были вызваны определённой значимой ситуацией.
  2. Учитесь не только слушать, но и слышать людей. Начните с мелочей. Ведь масса мелких бытовых конфликтов начинаются с них. «У нас дома ничего нет, купи кефир», — говорит женщина и получает только кефир. Мужчина слушал и не услышал многого, чего хотели до него донести: «У нас дома нечего кушать, но я не знаю сколько у тебя осталось денег и что можно попросить. Меня расстраивает эта ситуация. Боюсь тебя обидеть нереальной просьбой – реши это сам. Ты же кормилец.»  Мужчина же поглощён своими переживаниями и не готов это считывать. Ведь если ты – хозяйка, ты должна продумать что можно покушать вечером. Сказано кефир, значит больше ничего не нужно. Все послушали конкретные слова, но не услышали смысл и эмоциональное наполнение. В итоге – благие намерения обернулись конфликтом.
  3. Ставьте себя на место другого человека. В продолжении описанного, никто не взглянул на ситуацию с точки зрения партнёра.
  4. Отставьте планшеты и телефоны. СМС не даёт нам возможность считывать многие сигналы. Старайтесь больше наблюдать за живыми людьми, стараться понять: чем они живут и что ощущают в данный момент.

Интересная игра для развития эмпатии – представить себя цыганкой-гадалкой и выбирать в толпе тех, к кому можно было бы обратиться. Проговорите схему:

  • какая проблема сейчас для человека насущна;
  • чем можно было бы его зацепить;
  • как бы можно было обратится к человеку;
  • какие чёткие эмоции он переживает;
  • чего он боится;
  • чего ожидает и на что надеется?

психологДело в том, что именно так и действуют реальные цыгане. Да и попрошайке тоже, правда у них задача – на каких чувствах у вас можно сыграть? Как можно видеть. Хорошо развитую эмпатию можно иногда примененить и во вред другому человеку или с целью обмана. Поэтому, кто предупреждён – тот вооружён. Ведь цыгане и «нищие» — тоже люди, со своими эмоциями, и проявить понимание и эмпатию можно и к ним. Но не как «клюнувший на их удочку», а как человек, разбирающейся в их переживаниях и чаяниях. Удивительно, но может оказаться что они тоже ранимые люди, с непроработанной проблемой. Так был описан случай, когда психотерапевт через эмпатийное слушание и безапелляционное принятие, разговорил и уговорил сдаться грабителя, залезшего в квартиру и угрожавшего физической расправой членам семьи.

  1. Постарайтесь научиться легко заговаривать с незнакомым человеком так, чтобы он от вас не отмахнулся. А для этого также пытайтесь понять с чем к нему можно обратится. Существует описание как одна умная сотрудница выработала интересную стратегию общения со специфическим и непредсказуемым начальником на основе эмпатии. Видя, что исправления в отчётах и ведомостях не соответствуют реалиям, она шла отстаивать своё мнение. Но, при этом, заходила и заводила сперва короткий отвлечённый разговор, стараясь понять его эмоциональное состояние. А потом, либо выражала несогласие, либо, предвидя неблагоприятный исход и бурный конфликт, спрашивала: «я пришла объяснить свою позицию и немного возразить. Когда вы будете готовы меня выслушать?» При словах «никогда», она улыбалась и говорила: «о.к., тогда до «никогда». Как правило, «никогда» заканчивалось довольно быстро и часть возражений принималось. А всё потому, что она ставила себя на его место плюс – предвидела аффективные реакции «из принципа». Вот что такое в действии проявление эмпатии в общении.

Почему в последнее время вообще возникает заинтересованность понятием эмпатии и степени её проявления? Потому что всем хочется, чтобы его переживания понимались. Но, технологии этому совсем не способствуют. Ведь развитие эмпатии пролисходит при личном общении, а гаджеты порою не могут подсказать – что же делать, если ты столкнулся с реальным эмоциональным всплеском другого человека?

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

11 − одиннадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.