Вербальная агрессия: причины, проявления и коррекция такого состояния

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причины

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

  • оскорбительные высказываниявраждебность, вызванная субъективными, объективными или ситуативными причинами;
  • провокационные поступки или высказывания со стороны другого человека;
  • нарушение другим лицом норм общения, которые воспринимаются как неадекватные;
  • низкий уровень речевой культуры, которая влечёт к неумению поддерживать конструктивный диалог.

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

  • нецензурная бранькритика личностных качеств;
  • осуждение биографических фактов (включая место рождения);
  • некорректный отзыв о внешности;
  • проклятия;
  • «подколы», злые шутки и высмеивания;
  • угрозы;
  • нецензурная брань;
  • длительное поддразнивание, обычно обращённое в стойкие словоформы или укоренившиеся в социуме насмешливые стишки и обороты;
  • невербальные знаки.

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», — говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

мужчина кричитК ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых».  Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

подростки ругаютсяСовременные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие :

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций. Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

у психологаНапример, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек, который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

4 × 1 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.