Нейропсихологическое обследование детей является психологическим, безаппаратным методом исследования. В основе процесса диагностирования лежат технологии, предложенные отечественным ученым – нейропсихологом А. Р. Лурия, они включают в себя набор заданий и упражнений, разработанных специально для детей, в форме своеобразных тестов. Такое обследование предназначено для выявления полной картины умственного и психологического развития ребенка, его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Проводит диагностику нейропсихолог детский.
Подробнее о функциях этого специалиста
Многие родители, услышав рекомендацию показать своего ребенка детскому нейропсихологу, недоумевают, не зная, что он лечит, чем вообще занимается этот врач, и для каких целей детей водят к нему на консультации. Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно подробнее изучить специфику работы детского специалиста по нейропсихологии.
Мозг человека, тем более ребенка, является пластичной структурой, у которой есть огромные возможности для компенсации различных проблем и развития. Главной функцией детского нейропсихолога считается умение понять и разобраться, в чем состоят истинные проблемы ребенка в школе, в поведении, в отношениях с родителями и сверстниками, а после – предложить лучшие методы работы и упражнения для компенсации пробелов.
Конечно, детские нейропсихологии не могут быть волшебниками, и помочь детям с абсолютно любым уровнем нарушений они не могут (при выявлении более глубоких проблем, с ребенком занимаются врачи дефектологи, психотерапевты и другие, в зависимости от патологии).
Большинство же детей, которые посещали специалистов по нейропсихологии, показывают высокую результативность – они приобретают возможность учиться в обычной общеобразовательной школе, избежать попадания в коррекционный класс. Согласно отзывам их родителей, решаются проблемы с усидчивостью ребенка, с общением, более высокой становится эффективность занятий с логопедом.
В каком возрасте нужна консультация
Первую консультацию у детского нейропсихолога рекомендуется провести в возрасте 5-6 лет, когда ребенок собирается идти в школу. Этот возраст считается оптимальным для определения ведущей руки, для диагностирования и выяснения, какие проблемы могут подстерегать ребенка в школе. К тому же, за год до школы есть время и возможность провести необходимую коррекцию, не перегружая малыша.
Многие дети испытывают стресс, поступая в первый класс, не из-за того, что отстают в развитии, а по причине излишней родительской заботы и контроля. Если дома мама сама завязывала ребенку шнурки, застегивала пуговицы на куртке, собирала вещи и так далее, то в школе ребенок испытывает настоящий шок от того, что теперь у него столько новых обязанностей. Детская психика слаба, отсюда и появление неуспеваемости, трудности в общении, усталость и нежелание учиться.
Второй пик, когда требуется посетить детского нейропсихолога – это 8-9 лет. Те родители, которые не сводили малыша на консультацию в 5-6 лет, понимают, что проблема есть и, спустя пару лет, замечают неусидчивость ребенка, неудовлетворительные оценки, проблемы с поведением.
Помочь можно и тем, и другим, но лучше делать все своевременно, когда лечить и развивать ребенка можно без стресса и потери драгоценного времени – начинать лучше в предшкольный период.
Причины обращения к специалисту
Разобравшись с тем, что лечит нейропсихология, нужно рассмотреть причины, побуждающие родителей показать своих детей этому врачу. Причины могут быть различные:
- Ощущение родителей, что они где-то допустили ошибку, ожидая от ребенка того, что в его возрасте он делать еще не умеет, или его мозг просто для этого еще не созрел – нелогично заставлять малыша в 3 года читать по слогам только потому, что соседский сын уже умеет.
- Обратная ситуация – в воспитании трудностей не возникает, но у ребенка есть проблемы в общении со сверстниками, трудности во время обучения. Ребенок проявляет излишнюю нервозность – грызет ногти, ручки, качается на стуле, возможны разные неврологические проявления и навязчивые движения.
-
Особенности движения – если ребенок долго не может научиться кататься на велосипеде, не может определиться, какой рукой ему удобнее писать, он часто спотыкается на улице и падает – это своеобразные сигналы о том, что нужна помощь нейропсихолога.
- Невнимательность и неусидчивость, на которую жалуются учителя или воспитатели – есть тут проблема со здоровьем или все дело во вредном детском характере? Разобраться поможет специалист по нейропсихологии.
- В жизни малыша есть переизбыток повторяющихся событий, от которых у него развивается стресс – многие мамы перегружают ребенка занятиями в кружках и секциях, у малыша куча обязанностей, а на игру или прогулки во дворе времени не дается.
Как видно, поводы для обращения к врачу индивидуальны, как и ситуации, в которых развились проблемы. Подытоживая, можно сформировать список проблем, которые поможет решить специалист по детской нейропсихологии:
- трудности в усвоении нового и повторении пройденного материала;
- несамостоятельность ребенка, неумение делать элементарных вещей;
- неуверенность в походке и движениях;
- гиперактивность, неусидчивость;
- нарушения в развитии речи;
- обидчивость, ранимость;
- неустойчивая мотивация к учебе.
Родителям, которые не знают, чем занимаются специалисты по детской нейропсихологии, нужно знать, что никакого медикаментозного лечения в ходе занятий не назначается, терапия происходит исключительно с помощью упражнений и приемов, в игровой форме.
Подробнее о консультации и развивающих занятиях
Для консультирования в Москве, родители могут выбрать любой центр, где ведут прием специалисты по детской нейропсихологии. Первая консультация всегда проводится в присутствии одного из родителей, чтобы мать или отец могли наблюдать, что делает нейропсихолог, а также послушать его комментарии относительно причин, по которым ребенок испытывает те или иные трудности.
Диагностированию с помощью специальных методик (в игровой форме) подлежат следующие сферы:
-
двигательные функции;
- речь;
- познавательные функции – восприятие, логика, запоминание, мышление, внимание, воображение;
- пространственные представления.
По итогам диагностирования специалистом озвучиваются рекомендации по последующей коррекционной работе (если она требуется), а также даются разъяснения о причинах проблем ребенка с успеваемостью, общением и самообслуживанием (о причинах проблем, с которыми ребенка привели на консультацию к нейропсихологу).
Коррекционная программа для ребенка выстраивается индивидуально, с учетом его потребностей и возможностей. Она может изменяться в ходе занятий, с ориентацией на успехи и неудачи малыша. Основной комплекс коррекционно – развивающих мероприятий включает в себя:
- дыхательные упражнения;
- упражнение на координацию движений;
- растяжку;
- массажные техники, включая самомассаж;
- глазодвигательные упражнения;
- игровые занятия на развитие памяти, мышления и внимания.
При успешной работе, в дальнейшем с ребенком прорабатываются комплексы упражнений на зрительное, слуховое, тактильное и двигательное восприятие, а также умственного развития, речи и пространственных представлений.
Теперь всем родителям должно быть понятно, чем занимаются детские нейропсихологи, в каком возрасте лучше показать ребенка специалисту, и каковы симптомы, которые должны обеспокоить мам и пап. Нужно помнить, что чем раньше начаты развивающие занятия, тем больше вероятность быстро и эффективно решить пока небольшие проблемы малыша с адаптацией в школьной жизни.
Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии