Нейропсихолог – специалист, который занимается коррекцией неразвитых функций психики. Он помогает ребенку развить произвольность внимания и саморегуляции (когда ребенок усилием воли сосредотачивается и выполняет какие-либо действия). В его функции входит изучить индивидуальные особенности психики ребенка, провести коррекционную работу и помочь адаптироваться к условиям деятельности, в которой находится ребенок.
В современном обществе нейропсихолог ассоциируется только с маленькими пациентами, но не совсем корректно этого специалиста относить только к детям. Во-первых, это не врач, а клинический психолог, дающий консультации клиентам. Во-вторых, такие специалисты занимаются и с взрослыми людьми, обследуя их, выявляя, какие функции головного мозга у них пострадали в результате травм, болезней и других поражений нервной системы.
Контингент клинического психолога
Нейропсихолог или клинический психолог, помогает понять, как у каждого человека работают высшие функции головного мозга. Он знает, как они должны работать в норме, исследует, как они работают в патологическом состоянии. Этот специалист проводит коррекционную работу с таким контингентом:
-
дети, страдающие ДЦП;
- дети с нарушениями процессов внимания и регуляции своего поведения — к таким маленьким пациентам относят невнимательных, отвлекаемых, слишком активных, вспыльчивых деток;
- дети с повышенной утомляемостью, медлительностью, трудностями адаптации к окружающим условиям;
- дети с трудностями усвоения учебного материала в результате недоразвитости или нарушений психических процессов: памяти, внимания, волевых актов, моторики, мышления и речи;
- умственно-отсталые дети, к которым нужно подобрать особый подход и разработать специальную методику обучения и коррекцию психических функций.
Не только с патологиями призваны работать клинические психологи. Нейропсихология актуальна и в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками. Такие специалисты помогают выявить трудности развития детей еще до возникновения патологии тех или иных психических функций.
С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?
Обследование детей клиническим психологом проводится по запросу родителей. Обращаться к специалисту для нейропсихологического исследования стоит в следующих ситуациях:
- ели ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;
-
при низкой мотивации к обучению, когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;
- если ребенок несамостоятелен или неопрятен в школе;
- когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;
- у ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;
- повышенная активность в движениях;
- неловкость движений, неуверенное поведение;
- нарушения развития речи;
- эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;
- если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения;
- взрослые также могут обратиться к этому специалисту с проблемами запоминания, нарушения внимания, восприятия, мышления, речи после травм и инсультов.
Методы исследования в нейропсихологии
Принято разделять две отрасли нейропсихологии: детская и взрослая. Первая возникла сравнительно недавно, поэтому методы диагностики часто не обоснованы статистически. Заключения детских нейропсихологов часто основаны на проведенных тестовых методиках и наблюдениях за поведением ребенка. Взрослые нейропсихологи основываются не только на этих данных, их вердикт подтверждается медицинскими исследованиями (например, электроэнцефалографией).
С помощью психологических методов исследуется двигательная активность ребенка, его особенности познавательных процессов, функции речи, специалист оценивает, как ребенок воспринимает пространственные формы.
На основе проведенного исследования и нейропсихологических проб клинический психолог делает вывод о состоянии психики маленького пациента. Этот вывод крайне важен для последующей разработки коррекционной программы. Процесс диагностики особенностей ребенка длится в среднем от 50 минут до 1,5 часов. Чтобы встреча нейропсихолога и родителей ребенка была продуктивной, маме или папе следует заранее определиться с запросом, то есть сформулировать проблему, для решения которой нужна помощь психолога.
Что пригодится для диагностики у клинического психолога?
- тетради школьника;
- медицинская карта, если ребенок состоит на учете у невропатолога;
- результаты неврологического обследования.
Результаты обследования
Специалист после встречи с ребенком определяет, как работают все его психические функции. Результаты могут свидетельствовать о норме, отклонении от нормы или патологии работы головного мозга или нервной системы. В нейропсихологии существуют специфические синдромы – это выраженные нарушения какой-либо функции психики, закономерность физиологического нарушения работы головного мозга и проявления психических функций. В зависимости от локализации поражения мозга выделяют:
- синдромы корковых поражений головного мозга;
- синдромы поражения подкорковых структур;
- синдромы поражения глубоких структур мозга.
Клинический психолог оценивает нарушения функций, анализируя данные об области поражения мозга. Если страдают височные отделы коры левого полушария, ребенок будет испытывать проблемы с восприятием речевого слуха. Нарушения зрительного восприятия и праксиса возникают при поражениях вторичных корковых структур затылочно-теменных и затылочных отделов головного мозга. Нарушения третичных корковых полей теменной, височной и затылочной области сопровождается сложностями ориентации в пространстве, нарушениями понимания сложных предложений.
Клинический психолог по результатам исследования, определения нейропсихологического статуса человека и наличия синдромов, разрабатывает коррекционные занятия. На занятиях предлагаются обучающие и развивающие методики для восстановления нормальной работы всех функций головного мозга.
В некоторых случаях применяется нейропсихологическая реабилитация – методы, направленные на поиск компенсаторных механизмов головного мозга при поражении разных его структур. Это уже не просто развивающие занятия со специалистом, но обучающие и восстанавливающие методы для нормальной работы всех психических функций.
Клинический психолог не является медицинским специалистом, он не назначает лекарства, не проводит лабораторные исследования и использует неинвазивные методы определения причин нарушений ВПФ (высших психических функций). Обычный психолог работает с внутренними установками ребенка, особенностями его характера и темперамента. Он не может соотнести физиологические и функциональные нарушения мозга. И только нейропсихологу удается объединять в себе врача по постановке диагноза и психолога по методам его коррекции.
Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог