Дислексия оптическая: что это такое, проявления, упражнения для коррекции

Дислексия – нарушение навыков чтения и понимания текста. Связано с недостаточным развитием психических функций, либо их распадом, которые отвечают за осуществление процесса чтения. Существует несколько разновидностей, среди которых дислексия оптическая.

Что это

Характеризуется трудностью восприятия похожих по внешнему виду букв, которые состоят из одинаковых элементов. Например: «П-Н», «А-Л».

занятие с логопедомПроявляется смешением и заменами однотипных букв при чтении. Возможно соскальзывание с одной строчки на другую. Иногда читают справа налево – зеркально. Делают это медленно, по слогам. Не понимают содержания предложения, текста в общем.

Дисфункция становится заметна, когда ребёнка учат читать. Дислексия может выступать как самостоятельное нарушение: другие психологические функции головного мозга не будут затронуты (память, внимание и тд.). Обучение и развитие личности страдает только из-за отсутствия грамотного чтения. Но более частые случаи предполагают дисфункцию других когнитивных сфер.

Нарушение часто называют проблемой гениев. Дислексию имели Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Джордж Буш. Конечно, не все дети с такой дисфункцией становятся гениальными людьми. Поэтому нужно разбираться в причине, диагностике, и как проводить коррекцию.

Причины возникновения

Точной информации по поводу того, что послужило развитию дислексии, нет. Но есть ряд факторов, которые могут дать такое нарушение. Среди них причины, связаны с беременностью матери и самим процессом рождения:

  • порок сердца матери;
  • анемия у матери;
  • травма головы ребёнка во время родов;
  • плацентарная недостаточность;
  • несоответствие размеров таза матери и головы ребёнка при естественном рождении;
  • удушье пуповиной;
  • порок сердца ребёнка.

Другая группа причин – это факторы, которые имели влияние уже после рождения:

  • кубики с буквамиветрянка, краснуха, полиомиелит, которые протекали с усложнениями и/или в очень раннем возрасте ребёнка;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • травма головы (например, сотрясение мозга);
  • перенесение инфекционных болезней сложной степени.

Нельзя забывать об психологически-социальных аспектах негативного влияния:

  • педагогическая и родительская запущенность воспитания;
  • нехватка общения или негативная среда;
  • ранее образование, не соответствующее развитию ребёнка, и/или быстрый темп учёбы;
  • учёба или просто пребывание в среде, где разговаривают на двух языках;
  • недостаток навыков чтения;
  • трудность конструирования.

Учёные также выделили мутацию гена DCDC2 6-ой хромосомы, которая специфическим образом влияет на развитие нейронов головного мозга и может приводить к дислексии.

Механизмы дислексии

Читая текст, человек задействует такие анализаторы:

  • зрительный;
  • речедвигательный;
  • речеслуховой.

И такие этапы:

  1. мальчик читаетВосприятие зрительным анализатором.
  2. Узнавание букв.
  3. Сопоставление с соответствующими звуками.
  4. Воссоединение звуков в слоги.
  5. Объединение звуков в слоги.
  6. Слоги – в слово.
  7. Слово – в предложение.
  8. Понимание прочитанного текста.

При оптической дислексии нарушение начинается на первых двух ступеньках. Поэтому дальнейшее восприятие и гармоничное чтение практически невозможно. Причиной служит дисфункция таких психологических процессов, как плохое формирование зрительного гнозиса, пространственной ориентации, когнитивной сферы, зрительно-моторной координации.  Часто присущи нарушения эмоций, воли, внимания.

Классификация

Дислексия оптическая делится на два вида в зависимости от ситуаций, когда проявляется:

  1. Литературная. Дисфункция восприятия букв проявляется при изолированном узнавании. Ребёнку показывают буквы, а он не может их различить.
  2. Вербальная. Нарушение заметно только при самом акте чтения. Если ребёнку отдельно показать буквы – он их легко узнает.

Диагностика

Для правильной диагностики нужно пройти комплексное консультирование в различных специалистов. Первым из списка является логопед.

На первом этапе собирает информацию о развитии ребёнка, формировании личности, включая аспект образования. Логопед оценивает артикуляционный аппарат, речевую и ручную моторику.

Оценивает разговорную речь:

  • произношение звуков;
  • создание слогов;
  • построение устного текста.

При анализе письменной речи ребёнка просят:

  • логопед и школьникпереписать текст;
  • написать текст под диктовку;
  • написать текст самому на заданную тему.

Давая читать текст, логопед оценивает:

  • правильность;
  • скорость;
  • наличие дефектов произношения;
  • осознанность.

Также обследует невропатолог для установления наличия проблем со стороны нервной системы. При этом используют дополнительный метод – МРТ-визуализация. На снимке при дислексии можно увидеть снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле. На ЭЭГ – снижение активности в данной области.

Окулист должен выключить возможное нарушение зрительного аппарата. Психолог исследует развитие ребёнка со стороны среды обитания, отношений с родителями и друзьями, уровень и качество общения.

Коррекция

Для успешного прохождения школьных и университетских программ, личностного и профессионального развития, поддерживания крепких отношений с друзьями, становления нормальной самооценки нужно поддать коррекции оптическую дислексию. Желательно сделать сразу после диагностики, чтобы раньше направить человека на нормальное развитие.

Нужно обратиться за помощью к логопеду и психологу для многофакторного исправления сложившегося дефекта. Они занимаются непосредственно проблемой чтения: формируют зрительные и пространственные понятия, оптического синтеза и анализа. Обращают внимание на развитие всех когнитивных функций, поддерживают состояние благополучия и гармонии ребёнка.

Упражнения для коррекции

Существует целый ряд упражнений для коррекции нарушений. Одни из них:

«Корректурная проба». Ребёнку даётся лист бумаги, на которой сплошь напечатаны различные буквы без какого-то логичного порядка. Нужно с каждого ряда вычеркивать определённую названую букву, которую часто путает ребёнок. Через несколько строчек меняется буква на ту, которая похожа к первой. Потом берётся другая пара букв. Если хорошо получается, можно устанавливать время для быстрого прохождения.

Зеркальное рисование«Зеркальное рисование». Нужно одновременно левой и правой рукой рисовать элементы букв, которые якобы зеркально отображаются. Такое задание задействует оба полушария мозга, что сказывается на развитии мышления и зрительного восприятия.

«Контуры». Ребёнку предлагается изображение с наложенными контурами разных предметов. Он должен назвать эти объекты.

«Найди похожие». Подаються буквы с разными шрифтами. Человек с нарушением должен соединить одинаковые буквы в разном оформлении.

Пользуется успехом упражнение, при котором ребёнок детально изучает каждую букву. Например, рисует её по памяти, обводит напечатанный контур, раскрашивает внутри, лепит букву из пластилина или глины, складывает из конструктора.

Прогноз и профилактика

Поскольку считается, что один из факторов, который влияет на нарушение – наследственный, то предупредить дислексию нельзя. Но можно приложить усилия, чтобы дисфункция выражалась минимально.

Для этого нужно внимательно и терпимо относится к воспитанию ребёнка. Изучать с ним первые навыки чтения самостоятельно, ещё до поступления в школу. Поскольку в учебном учреждении очень много детей, чтобы каждому уделить достаточно времени.

Заботится о развитии памяти: много техник описано в интернете и книгах. Также, о стабильности внимания, возможности его удержать на одном объекте.

При подозрении на оптическую дислексию нужно сразу обратиться к специалистам для диагностики. Чем раньше с ребёнком начнут заниматься логопед и психолог, тем лучше возможен результат коррекции. Не стоит забывать делать вышеописанные задание в дома, чтобы закрепить навыки.

Психотерапия

Чтобы снизить симптоматику, стоит обратиться к психотерапевту. Он поможет непосредственно улучшить зрительное восприятие, используя игровые тренировки, различные методики арттерапии.

Но главный акцент будет на развитии личности и психологическом состоянии. Специалист понизит уровень тревоги ребёнка, неуверенность. Разберёт проблемы и ситуации, которые приносят негативные эмоции и ощущения. Это поможет маленькому клиенту чувствовать себя комфортно, чтобы с легкостью приступать к обучению.

Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

семь + тринадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.