В широком понимании дислексия мнестическая – это неврологическое заболевание, в основе которого находятся трудности в овладении чтением и письмом. При этом у ребенка сохраняется способность к полноценному обучению. Термин «мнестическая» означает, что больной с трудом или вовсе не запоминает внешний вид символов («мнезис» переводится как память). В узком понимании, что сложилось преимущественно в медицине запада, дислексия – это совокупное понятие, обозначающее расстройство письменной речи.
Такой же термин существует в педагогической практике, где понятие дислексия означает нарушение чтения, вызванное незрелостью высших корковых функций головного мозга. Чтение при этом сопровождается множеством однотипных и повторяющихся ошибок.
Слогослияние – фундамент, на котором стоит дислексия. Это понятие характеризуется стойкой неспособностью читать и писать слова целиком. Так, уже взрослые дети читают и пишут по слогам. Кроме того, болезнь сопровождается не только нарушением собственно чтения, но и неполным понимаем сути прочитанного материала.
Причины
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в который втягиваются многие зоны коры головного мозга. Это значит, что при повреждении этих отделов у ребенка возникает дислексия. Существует множество факторов, которые способны нарушить работоспособность высших корковых центров. В общем, все причины можно разделить на три группы: внутренние, или органические, социальные и психологические.
-
Заболевания во внутриутробном периоде: гипоксия нервных клеток, что вызвана курением матери; голодание плода, токсоплазмоз, хромосомные недуги, агрессивные инфекционные агенты или внутричерепные кровоизлияния – все это способствует развитию дислексии.
- Патологии при родах. Сюда относятся роды с осложнениями, которые вызвали кислородное голодание, или несоответствие размеров плода и родильных путей матери.
- Прижизненные повреждения: ушибы и сотрясение мозга.
- Хронические соматические заболевания.
- Слабый интеллектуальный потенциал. Трудности при анализе и синтезе информации, нарушение мыслительный операций.
- Унаследование от родителей: исследования говорят о возможности наследственной передачи дислексии от родителей к детям.
- Задержка психического развития: нередко патология наблюдается у детей с психическим инфантилизмом.
- Неврологические причины: нарушение слуха, проблемы в координации языка.
- Педагогическая запущенность. Часто дети с хорошим интеллектуальным потенциалом оказываются в неблагополучных семьях, где никто не уделяет им внимания.
Механизмы дислексии
В основе нарушения чтения и письма лежат поврежденные механизмы слухо-речевой памяти. В основе запоминания как психической функции находятся процессы образования ассоциаций – нейронные сети, цепочки. При поступлении информации активизируется цепь, состоящая из отдельных звеньев. Каждое звено – это определенный участков в головном мозгу. Так, при повреждении одного или нескольких звеньев нарушается целостность сети, отчего возникает дислексия.
В широком понимании при нарушении чтения и письма можно выделить несколько общих механизмов:
- Нарушение зрительного восприятия: ребенок физических не различает графические параметры символов (цифр и букв).
-
Нарушение процессов анализа и синтеза, когда дошедшая до коры информация не поддается качественному разбору.
- Неспособность пространственной ориентации.
- Нарушение памяти: дефекты кратко- и долговременной памяти. Информация в таком случае не закрепляется в коре, не формируются новые синаптические щели (мосты-контакты между нервными клетками).
- Нарушение ассоциативных сообщений. В норме между высшими отделами коры существуют крепкие связи, с помощью которых информация циркулирует между мозговыми зонами. При патологии эти сообщения могут разрываться.
Классификация
Дислексия мнестическая – это один из видов нарушения чтения и письма. Кроме мнестических дефектов существуют и прочие варианты дислексий:
- Фонематический вид: человек с трудом различает звуковую составляющую слога и слова. Так, пациент путает слова, которые по звуковой информации схожи между собой: холод-голод, дверь-зверь, платок-каток.
- Семантический вариант. Суть нарушения заключается в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного материала. При этом у него сохраняется способность к правильному чтению и письму.
- Аграмматическая форма дислексии проявляется неправильной грамматической составляющей предложения. Также частично утрачивается семантическая и морфологическая составляющая речи. При этом варианте расстройства в речи ребенка наблюдаются измененные местоимения и падежи.
- Оптическая дислексия. У людей, страдающих этой формой, наблюдается проблемное усвоение похожих букв. Так, дети не различаются буквы по их внешним признакам: Л и М, Г и Т.
Существуют и другие классификации:
По уровню патологии:
- литеральная: ребенок не усваивает буквы;
- словесная: возникают трудности при чтении целых слов.
По сенсорным системам:
-
акустическая дислексия: при слабом развитии слухового анализатора ребенок не различает звуки; поступающие в кору мозга звуки не анализируются, то есть мозг ребенка не способен преобразовывать набор слуховых сигналов в определенный смысл;
- моторная дислексия. Она характеризуется неправильными движениями глаз при акте чтения;
- оптическая форма: у таких больных неустойчивое зрительное восприятие. Они с трудом осваивают буквы. Однако отдельные символы не закрепляются за конкретным звуком: ребенок может знать, как выглядит буква Б, но не знать, как она звучит.
Диагностика дислексии
Заподозрить дислексию можно, если есть такие признаки:
- нормальный интеллект, у ребенка сохранена способность к обучению;
- дисграфия – нарушение письма. Дисграфия часто сочетается с дислексиями;
- ребенок частично или полностью не усваивает прочитанную информацию;
- трудности при пересказе текста;
-
при письме ребенок делает много ошибок; поясняя их, он не понимает где именно совершил ошибку;
- ребенок читает по слогам;
- почерк трудно разобрать;
- нервная система больного имеет повышенную возбудимость: частые импульсивные вспышки, раздражительность, эмоциональная нестабильность;
- дети с дислексией неуклюжи, у них нарушена координация тела. Нередко их движения разобщены;
- плохая школьная успеваемость;
- отсутствие желания учиться и тяги к новой информации;
Заподозрив такие симптомы у своего ребенка – в первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Специалист оценит уровень речевых способностей и определит уровень патологии (психогенный или органический). В случае, если расстройство чтения и письма имеет психологическую природу – логопед, вместе с психотерапевтом начнут коррекцию.
Когда недуг обусловлен органическими причинами – лечение проводится после консультации детского невролога и ряда обследований: объективный осмотр, электроэнцефалограмма, эхоЭГ. Также для установления причины задействуется офтальмолог. Консультация у психолога – еще один способ диагностики. Так, к причинам дислексий могут относиться эмоциональные расстройства. Психолог сможет выявить эти проблемы и дать соответствующую оценку.
Коррекция дислексии
Базис при лечении расстройства – активизация всех участков головного мозга. В процессе коррекции специалисты стараются стимулировать активность правого полушария. На первых этапах ребенок работает с образами и пространственным мышлением. Дети лепят буквы из пластилина, из бумаги вырезают цифры, на ощупь отгадывают символы. Для лучшего эффекта к фигуре подключают сенсорные раздражители: цвет, форма, температура, звуки.
Коррекционная работа мнестической дислексии состоит из набора упражнений и игр. Изучение печатных букв легче всего дается при обведении их контуров. Контура лучше всего обводить яркими красками. Также буквы можно выкладывать из бисера или бусин и спичек.
Игра «чудесный мешок» содержит в себе набор упражнений. Большие буквы находятся в мешке, а ребенку с завязанными глазами должны достать их. Ребенок, доставая буквы, называет их.
Упражнение на контаминированные буквы (две существующие буквы соединяются в одну несуществующую). Задача позволяет ребенку не только изучать буквы, но и развивать воображение.
Прогноз и профилактика
Как и всякая болезнь, чем раньше произведется диагностика, тем быстрее наступит эффект от лечения. Крайне важно на первых порах заметить у ребенка хоть несколько симптомов чтоб показать его специалисту. При своевременном изучении речевых и письменных навыков прогноз благоприятный. Однако запущенный вариант течения не имеет хорошего конца.
С возрастом мозг человека становится все менее обучаемый, психические процессы становятся ригидными. Профилактика заключается в постоянном и целенаправленном развитии психических функций ребенка с помощью обычного чтения и письма.
Психотерапия
Когнитивно-поведенческая психотерапия – один из способов излечить ребенка от дислексии. В ходе работы используются такие принципы:
- объяснение ребенку его заболевания;
- обеспечение внимания;
- терпеливость и доброжелательность;
- хвальба за выполненные действия;
- стимуляция умственных способностей;
- научить ребенка находить свои ошибки самостоятельно;
- соблюдать гигиену труда: правильно распределять рабочее время и делать своевременные короткие перерывы на отдых.
Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог