Дислексия мнестическая: причины, механизмы и лечение этого расстройства

В широком понимании дислексия мнестическая – это неврологическое заболевание, в основе которого находятся трудности в овладении чтением и письмом. При этом у ребенка сохраняется способность к полноценному обучению. Термин «мнестическая» означает, что больной с трудом или вовсе не запоминает внешний вид символов («мнезис» переводится как память). В узком понимании, что сложилось преимущественно в медицине запада, дислексия – это совокупное понятие, обозначающее расстройство письменной речи.

Такой же термин существует в педагогической практике, где понятие дислексия означает нарушение чтения, вызванное незрелостью высших корковых функций головного мозга. Чтение при этом сопровождается множеством однотипных и повторяющихся ошибок.

Слогослияние – фундамент, на котором стоит дислексия. Это понятие характеризуется стойкой неспособностью читать и писать слова целиком. Так, уже взрослые дети читают и пишут по слогам. Кроме того, болезнь сопровождается не только нарушением собственно чтения, но и неполным понимаем сути прочитанного материала.

Причины

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в который втягиваются многие зоны коры головного мозга. Это значит, что при повреждении этих отделов у ребенка возникает дислексия. Существует множество факторов, которые способны нарушить работоспособность высших корковых центров. В общем, все причины можно разделить на три группы: внутренние, или органические, социальные и психологические.

  1. книги и школьникЗаболевания во внутриутробном периоде: гипоксия нервных клеток, что вызвана курением матери; голодание плода, токсоплазмоз, хромосомные недуги, агрессивные инфекционные агенты или внутричерепные кровоизлияния – все это способствует развитию дислексии.
  2. Патологии при родах. Сюда относятся роды с осложнениями, которые вызвали кислородное голодание, или несоответствие размеров плода и родильных путей матери.
  3. Прижизненные повреждения: ушибы и сотрясение мозга.
  4. Хронические соматические заболевания.
  5. Слабый интеллектуальный потенциал. Трудности при анализе и синтезе информации, нарушение мыслительный операций.
  6. Унаследование от родителей: исследования говорят о возможности наследственной передачи дислексии от родителей к детям.
  7. Задержка психического развития: нередко патология наблюдается у детей с психическим инфантилизмом.
  8. Неврологические причины: нарушение слуха, проблемы в координации языка.
  9. Педагогическая запущенность. Часто дети с хорошим интеллектуальным потенциалом оказываются в неблагополучных семьях, где никто не уделяет им внимания.

Механизмы дислексии

В основе нарушения чтения и письма лежат поврежденные механизмы слухо-речевой памяти. В основе запоминания как психической функции находятся процессы образования ассоциаций – нейронные сети, цепочки. При поступлении информации активизируется цепь, состоящая из отдельных звеньев. Каждое звено – это определенный участков в головном мозгу. Так, при повреждении одного или нескольких звеньев нарушается целостность сети, отчего возникает дислексия.

В широком понимании при нарушении чтения и письма можно выделить несколько общих механизмов:

  1. Нарушение зрительного восприятия: ребенок физических не различает графические параметры символов (цифр и букв).
  2. Нарушение памятиНарушение процессов анализа и синтеза, когда дошедшая до коры информация не поддается качественному разбору.
  3. Неспособность пространственной ориентации.
  4. Нарушение памяти: дефекты кратко- и долговременной памяти. Информация в таком случае не закрепляется в коре, не формируются новые синаптические щели (мосты-контакты между нервными клетками).
  5. Нарушение ассоциативных сообщений. В норме между высшими отделами коры существуют крепкие связи, с помощью которых информация циркулирует между мозговыми зонами. При патологии эти сообщения могут разрываться.

Классификация

Дислексия мнестическая – это один из видов нарушения чтения и письма. Кроме мнестических дефектов существуют и прочие варианты дислексий:

  1. Фонематический вид: человек с трудом различает звуковую составляющую слога и слова. Так, пациент путает слова, которые по звуковой информации схожи между собой: холод-голод, дверь-зверь, платок-каток.
  2. Семантический вариант. Суть нарушения заключается в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного материала. При этом у него сохраняется способность к правильному чтению и письму.
  3. Аграмматическая форма дислексии проявляется неправильной грамматической составляющей предложения. Также частично утрачивается семантическая и морфологическая составляющая речи. При этом варианте расстройства в речи ребенка наблюдаются измененные местоимения и падежи.
  4. Оптическая дислексия. У людей, страдающих этой формой, наблюдается проблемное усвоение похожих букв. Так, дети не различаются буквы по их внешним признакам: Л и М, Г и Т.

Существуют и другие классификации:

По уровню патологии:

  • литеральная: ребенок не усваивает буквы;
  • словесная: возникают трудности при чтении целых слов.

По сенсорным системам:

  • мозг ребенкаакустическая дислексия: при слабом развитии слухового анализатора ребенок не различает звуки; поступающие в кору мозга звуки не анализируются, то есть мозг ребенка не способен преобразовывать набор слуховых сигналов в определенный смысл;
  • моторная дислексия. Она характеризуется неправильными движениями глаз при акте чтения;
  • оптическая форма: у таких больных неустойчивое зрительное восприятие. Они с трудом осваивают буквы. Однако отдельные символы не закрепляются за конкретным звуком: ребенок может знать, как выглядит буква Б, но не знать, как она звучит.

Диагностика дислексии

Заподозрить дислексию можно, если есть такие признаки:

  • нормальный интеллект, у ребенка сохранена способность к обучению;
  • дисграфия – нарушение письма. Дисграфия часто сочетается с дислексиями;
  • ребенок частично или полностью не усваивает прочитанную информацию;
  • трудности при пересказе текста;
  • логопед и ребенокпри письме ребенок делает много ошибок; поясняя их, он не понимает где именно совершил ошибку;
  • ребенок читает по слогам;
  • почерк трудно разобрать;
  • нервная система больного имеет повышенную возбудимость: частые импульсивные вспышки, раздражительность, эмоциональная нестабильность;
  • дети с дислексией неуклюжи, у них нарушена координация тела. Нередко их движения разобщены;
  • плохая школьная успеваемость;
  • отсутствие желания учиться и тяги к новой информации;

Заподозрив такие симптомы у своего ребенка – в первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Специалист оценит уровень речевых способностей и определит уровень патологии (психогенный или органический). В случае, если расстройство чтения и письма имеет психологическую природу – логопед, вместе с психотерапевтом начнут коррекцию.

Когда недуг обусловлен органическими причинами – лечение проводится после консультации детского невролога и ряда обследований: объективный осмотр, электроэнцефалограмма, эхоЭГ. Также для установления причины задействуется офтальмолог. Консультация у психолога – еще один способ диагностики. Так, к причинам дислексий могут относиться эмоциональные расстройства. Психолог сможет выявить эти проблемы и дать соответствующую оценку.

Коррекция дислексии

Базис при лечении расстройства – активизация всех участков головного мозга. В процессе коррекции специалисты стараются стимулировать активность правого полушария. На первых этапах ребенок работает с образами и пространственным мышлением. Дети лепят буквы из пластилина, из бумаги вырезают цифры, на ощупь отгадывают символы. Для лучшего эффекта к фигуре подключают сенсорные раздражители: цвет, форма, температура, звуки.

Коррекционная работа мнестической дислексии состоит из набора упражнений и игр. Изучение печатных букв легче всего дается при обведении их контуров. Контура лучше всего обводить яркими красками. Также буквы можно выкладывать из бисера или бусин и спичек.

психотерапия Игра «чудесный мешок» содержит в себе набор упражнений. Большие буквы находятся в мешке, а ребенку с завязанными глазами должны достать их. Ребенок, доставая буквы, называет их.

Упражнение на контаминированные буквы (две существующие буквы соединяются в одну несуществующую). Задача позволяет ребенку не только изучать буквы, но и развивать воображение.

Прогноз и профилактика

Как и всякая болезнь, чем раньше произведется диагностика, тем быстрее наступит эффект от лечения. Крайне важно на первых порах заметить у ребенка хоть несколько симптомов чтоб показать его специалисту. При своевременном изучении речевых и письменных навыков прогноз благоприятный. Однако запущенный вариант течения не имеет хорошего конца.

С возрастом мозг человека становится все менее обучаемый, психические процессы становятся ригидными. Профилактика заключается в постоянном и целенаправленном развитии психических функций ребенка с помощью обычного чтения и письма.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – один из способов излечить ребенка от дислексии. В ходе работы используются такие принципы:

  • объяснение ребенку его заболевания;
  • обеспечение внимания;
  • терпеливость и доброжелательность;
  • хвальба за выполненные действия;
  • стимуляция умственных способностей;
  • научить ребенка находить свои ошибки самостоятельно;
  • соблюдать гигиену труда: правильно распределять рабочее время и делать своевременные короткие перерывы на отдых.

Автор статьи: Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

восемнадцать + 15 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.