Дислексия фонематическая: причины, виды, психотерапевтическая коррекция состояния

Дислексия фонематическая – неправильное восприятие и анализ и соответственно — неправильное воспроизводство ряда созвучий или звуков в системе языка, не связанных с иными установленными заболеваниями или проблемами развития ребёнка. Одним словом, малыш в начальной школе длительное время не может выделить на слух такие особенности звучания, как мягкость или твёрдость слога, звонкость или глухость. Но, при этом, у ребёнка не наблюдается других отклонений развития и соответственного диагноза.

Вообще, существует много форм дислексий, такие как аграмматическую, семантическую, оптическую, мнестическую, тактильную и, собственно, фонематическую. Если мы говорим о последней, то о постановке соответствующего диагноза, а соответственно, и существование проблемы, можно говорить лишь начиная с младшего школьного возраста (не ранее), при наличии в течении 2-4 лет ярко выявляемых проблем с обучением правильному чтению.

Это может выражаться в разных нюансах: трудности в усвоении букв или соединении их в слоги, или же, наоборот, при успешном заучивании отдельных букв, ребёнок делает много ошибок в словах при чтении, поскольку сама буква не является для него определённым графическим знаком или определённым звуком.

Виды

Принято выделять два вида такой формы дислексии:

  1. занятие с логопедомПроблемы восприятия и воспроизводства с заменой сходных по звучанию и артикуляции звуков; и связанное с этими особенностями проблемное чтение слов с ними. Например, малыш путает д-т, и вместо «кот» может произносить «код». Из всех известных пар наиболее часто путаются б-п, с-ш, ж-ш и упомянутые д-т.
  2. Проблемы анализа и синтеза структуры слова и связанные с этим проблемы чтения, что приводит к стойким искажениям слов по одному типу. Например, побуквенное искажение структуры слова и изменение звуковой структуры слова. В свою очередь, данный вид можно разделить на такие подвиды, как:
  • пропуск согласной при наличии нескольких согласных вместе; например, «марка» — «мара» или «мака»;
  • подстановка дополнительной гласной буквы между двумя согласными; например, «несла» — «несала», «весло» — «весоло»;
  • перестановка местами звуков; например, «утка» — «тука», «собачка» — «осбачка». (Кстати, такой вид дислексии в разговорной речи может встречаться в возрасте до четырёх лет и является признаком ещё недостаточно сформированных навыков фонематического анализа. Это является нормой, и такие «смешные слова» вскоре уступают место правильным, оставляя лишь «весёлые изобретения» малыша на память в дневнике мамы. А вот возникновение его в возрасте младшего школьного возраста указывает на истинную фонематическую дислексию);
  • перестановка или удаление (искажение) слогов; например, «лопата» – «лата», «талапа», «лотапа».

Причины дислексии

Сейчас существует несколько подходов относительно истинных причин дислексии. Однако, единого мнения до сих пор нет. Из наиболее распространённых и научно обоснованных теорий, можно выделить следующие:

  • проблемы с задней частью левой средней височной извилины, которая, согласно исследованиям, обнаруживает меньшую активность у детей с дислексией;
  • пониженная плотность тканей мозга в районе задней части левой средней височной извилины;
  • недостаточное развитие нейронов, в результате передачи наследственной мутации гена DCDC2 шестой хромосомы;
  • проблемы с чтениемнедостаточное обучение в дошкольном возрасте, обусловленное отсутствием прослушивания читаемого материала и попыток самостоятельного чтения и коррекции читаемого ребёнком материала, что может стать причиной несформированных связей в центре речи головного мозга;
  • возможные последствия черепно-мозговых травм, серьёзных интоксикаций и хронических тяжёлых заболеваний, в том числе инфекционных, а также новообразования в определённых отделах головного мозга.

Механизмы развития

В процессе чтения участвуют многие анализаторы: зрительный, двигательный (речедвигательный) и слуховой. В сущности, чтение – это процесс восприятия букв, их узнавания, соотнесение их с определёнными соответствующими звуками, объединение их в связные и осмысленные формы (слоги, слова, предложения). На всех этапах идёт достаточно интенсивная работа по классификации букв, их соотношению к звукам, синтезу и пониманию. Дислексия вносит нарушение в один из этапов этого процесса: то ли восприятия, то ли соотнесения буквы и звука, то ли синтезе и понимания.

С точки зрения психологии, или точнее – психофизиологии, дислексия рассматривается как механизм, который тормозит развитие таких психических функций, которые отвечают за зрительное восприятие, пространственное ориентирование, звукового восприятия,  восприятие законов правильности построения слов и словоформ, координацию и воспроизведение языковых форм, а также за эмоциональную и волевую сферу ребёнка как готовности концентрации внимания.

Дислексия и дисграфия

Иногда дислексии сопутствует дисграфия, то есть проблемы с узнаванием и написанием текстов. Так, такие ученики испытывают проблемы с расставлением необходимых знаков препинания и заглавных букв. Кроме того, им свойственны ошибки застревания, например, «за домом» превращается в «за зомом»; и предвосхищения, например, «под домом» превращается в «дод домом».

Кроме того, может наблюдаться неправильность в обозначении мягкости и твёрдости звуков с соответствующей расстановкой мягкого и твёрдого знака и «переворачивание» букв в другую сторону или смешение разносторонних букв, таких как Ч-Р, С-З и т.д. Эти ошибки носят устойчивый характер и более наглядные, чем периодические описки. Такие, когда дети просто путают написание буквы при изучении нескольких языков (русское Э и украинское Є; английские d и b).

Интересно, но сочетание дислексии с дисграфией многими исследователями напрямую связано с проблемами в функционировании левого полушария. Причинами проблем такого функционирования может быть множество: от травм до генетически обусловленных особенностей. Однако, показательным при диагностики такого вида особенности являются три фактора:

  • книги и девочканелады с языком и литературой;
  • хорошие способности к рисованию;
  • как правило, отсутствие отставания в умственном развитии и достаточно хорошие показатели по предметам, которые требуют, на первый взгляд, большей сообразительности: математике, точных науках.

Таким образом, ребёнок как бы спускается на базовую основу восприятия образов, а не отдельных букв. Удивительно, но, согласно исследованиям, таким детям часто хорошо даются алфавиты, содержащие иероглифы. Поскольку за их усвоение отвечает правое полушарие. Однако, исследователи, работающие в многонациональных семьях, отмечают и обратную тенденцию: дети, постоянно общающиеся дома на сильно отличающемся по звучанию языке, могут проявлять дисграфию при освоении русского.

Однако, стоит заметить, что не всегда дислексия идёт в тандеме с дисграфией. И чем быстрее дислексия будет выявлена, тем больше шансов, что дисграфии не будет.

Диагностика дислексии

Ранее мы уже отмечали, что наиболее показательным признаком является проблемное усвоение в течении 2-4 лет навыков чтения. Однако, важнейшим моментом является наиболее ранняя диагностика дислексии, поскольку чем ранее она будет выявлена, тем больше шансов на её полную коррекцию. Поэтому, дополнительно можно выделить следующие симптомы в дошкольном возрасте:

  • признаки неправильной или проблемной ориентации в пространстве;
  • признаки стойкой дезорганизации ребёнка;
  • мальчик читаетвыраженная неуклюжесть, нарушения координации, «раздёрганность» походки; при беге и подвижных играх кажется, что ребёнку «мешают руки», которые не гармонично используются;
  • трудность с восприятием и пониманием информации, не связанное с шалостями, а связанное с переосмыслением и составлением плана собственных действий;
  • или же, наоборот, дефицит внимания и трудность восприятия, сопровождаемые гиперактивностью и неспособностью сконцентрироваться.

Также, если дислексия заподозрена, проводятся ряд исследований:

  • непосредственно сравнение овладения навыком чтения диагностируемого ребёнка и средних показателей его возрастной группы, если овладение чтением является нормой для данного возраста;
  • МРТ и диагностика головного мозга с целью обнаружения или опровержения снижение плотности соответствующих отделов тканей мозга и снижение их функциональной активности;
  • исключение или подтверждение наличия хронических интоксикаций и заболеваний, новообразований, черепно-мозговых травм и т.д.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии напрямую зависит от причин, которые её спровоцировали. Однако, в любом случае, она должна обязательно носить регулярный характер. Это часто вызывает сложности, если ребёнок отличается гиперактивностью. Поэтому, помимо основных упражнений показана работа с психологом.

Основную работу, как правило, проводит логопед совместно с родителями. Целью этих занятий является установление чётких взаимосвязей букв с конкретными звуками. При этом разрабатывается целая система наглядных материалов, соответствующих особенностям дислексии данного ребёнка.

Прогноз и профилактика дислексии

Кроме того, родители или опекуны малыша должны, в первую очередь, обратить внимание на его обучение и ликвидацию дефицита прослушивания читаемого материала. Одним словом, читайте вместе с ребёнком побольше книг и пусть он читает вам как можно больше. Подобное может применяться как коррекция, так и для профилактики дислексии.

занятие с логопедомОднако, проблема нехватки времени на это может остро стоять в случае, если в семье много детей или родители (опекуны) заняты на работе. Тогда целесообразно использовать аудио записи книг из интернета, которые сопровождаются так же визуальным рядом читаемого материала. Возможно, получиться привлекать для таких занятий старших детей, бабушек, дедушек или специалистов. Но, помните про необходимость осуществлять контроль за этим.

Интересен подход, который рассматривает дислексию фонематическую как неразрывно связанную с упомянутыми двигательными особенностями ребёнка и предлагает, в том числе, коррекцию с помощью гимнастики и занятий навыкам чтения в игровой форме.

Также подход, связанный с генетически обусловленным уровнем, обращает внимание на необходимость как можно более раннего вмешательства в тех случаях, если у кого-то из семьи были выявлены признаки дислексии.

Прогноз в целом достаточно хороший. Раннее выявление дислексии позволяет полностью избавиться от проблемы.

Осложнения и последствия

Однако, если дислексия остаётся вне поля внимания со стороны взрослых, проблемы могут быть самыми разными.

  1. Проблема в усвоении материала и успеваемости малыша может усугубляться неусидчивостью.
  2. Проблемы с социализацией малыша как в связи с его гиперактивностью и проблемами в восприятии информации, так и в случае возможных насмешек со стороны окружающих.
  3. В итоге – у ребёнка может развиться комплекс неполноценности или укорениться серьёзные личностные негативные установки.

Психотерапия

Психотерапия показана при дислексии на различных этапах. Это и уменьшение гиперактивности, и помощь в организации адекватной концентрации, и борьба с личностными переживаниями, в случае, если малыш страдает от насмешек.

на приеме у психологаИногда дислексия может возникать, когда малыш вынужден воспитываться бабушкой или опекунами, тогда стоит говорить о коррекции внутренних переживаний ребёнка. Если подтверждается генетически обусловленная проблема, встречи проходят так же в русле изменения установок «неизлечимости наследственных заболеваний» на программу компенсаторных мероприятий. Ну, и конечно, правильная организация и мотивирование всей семьи на постоянную работу по устранению проявлений дислексии.

Советы родителям

Дислексия – это проблема, которая хорошо поддаётся коррекции. Особенно, если она была выявлена на ранних этапах и (или) если для её коррекции прикладываются необходимые усилия. Главное здесь – способность родителей и близких людей сконцентрироваться на постоянной коррекционной работе и заинтересованность в успехе.

Никто вместо ближайшего окружения не будет ежедневно шаг за шагом компенсировать разницу в восприятии и синтезе материала малышом по сравнению со средними принятыми показателями. И, увы, дислексия не проходит сама. Так что нее стоит ждать пока ребёнок «перерастёт». Поскольку к концу младшего школьного возраста проблема может стать очень существенной, а ребёнок – объектом насмешек, а следовательно – не способный к нормальной социализации.

Поэтому, не сдавайтесь и не останавливайтесь, и уже скоро проблема перестанет существовать.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

двадцать + 2 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.