Мозговой штурм: суть и популярные вариации этой методики

Мозговой штурм – это метод сбора идей и мнений, направленных на решение конкретной проблемы. В методологической основе мозгового штурма лежит идея «свободного поля», когда каждому из участников предлагается высказывать любые варианты действий – даже самые абсурдные – с целью расширения поля поиска решений.

Существует множество вариаций этой методики, которая может использоваться в учебных, бизнес и управленческих целях. Сегодня мы остановимся на принципиальных моментах мозгового штурма и опишем несколько популярных технологий «шторминга».

Суть метода

Основой мозгового штурма является творческое мышление. При привычных условиях функционирования и работы мы чаще действуем на основании регламентирующих норм и правил.

группа людейОднако нередко мы сталкиваемся с ситуациями, когда отработанные алгоритмы и привычные действия не просто не работают, но могут ухудшать ситуацию. В таких случаях приходится искать новое, а порой и инновационное решение. Безусловно, традиционный диалог между гуру какой-либо сферы может привести к хорошему результату, однако далеко не всегда рассматриваются все возможные пути действия, и совсем не все высказывают свое мнение.

Мозговой штурм является методом, который на первом этапе помогает серьезно расширить поле поиска решений и максимально использовать индивидуальный ресурс каждого из членов группы, а на завершающем этапе формируется пул наиболее жизнеспособных идей, каждая из которых может быть развита в дальнейшем.

Принципы организации

Как и любая другая методика, мозговой штурм требует специальной организации, а иногда и специального оборудования.

Основная идея заключается в том, что при мозговом штурме разводятся в стороны этапы генерации и критики идей. Несоблюдение этого правила приводит к торможению или распаду всей групповой работы.

Почему важно разделять эти этапы и как их слияние влияет на групповую динамику? Рассмотрим этот вопрос на примере команды организационных изменений, которая действует в условиях кризиса в организации.

В организационной и социальной психологии существует так называемая схема жизни команды FSNP:

  • forming (комплектование и перекомплектование команды);
  • stormingstorming (этап распределения командных ролей, когда в новой группе появляется свой «лидер»);
  • norming (этап, когда каждый из участников начинает играть определенную роль в команде, знает, на что он может направить свои ресурсы);
  • performing (этап активной работы).

Нередко случается, что активную работу команда начинает уже на втором этапе, когда роли людей неясно распределены. При неправильной организации процесса команда попросту развалится. Допустим, перед командой стоит задача продумать схему кадровых изменений для оптимизации расходов компании и хороший способ собрать идеи всех – это провести мозговой штурм.

Что произойдет, если мы не разделим стадии генерации и критики? Во-первых, малознакомые люди будут боятся высказывать свои предположения, в особенности если в команду входят и руководители, и их подчиненные. Тем самым снижается продуктивность.

Во-вторых, может развиваться так называемый феномен группомыслия – когда все члены группы зацикливаются на одном варианте и неспособны выйти за рамки уже принятых решений.

В-третьих, люди, которые испытывают сложности в оформлении своих идей в связанный текст могут «выпасть» из процесса, потому что не уверены, что их поймут. Нередко так теряются лучшие идеи.

Во избежание подобных проблем – в малознакомых или слабоструктурированных группах при мозговом штурме обязательно разделяются два ключевых этапа.

перекидывание идейИтак, мы выделили так называемую воронку идей, где на первом этапе собираются абсолютно все предложения и мысли, а на втором этапе эти идеи пропускаются через «жерло» воронки, где отсеиваются нежизнеспособные и ирреальные идеи.

Как формируются группы для сессии

Успех мозгового штурма зависит не столько от количества людей в группе, сколько от их «качества». Опыт проведения фасилитационных сессий подсказывает, что размер «штурмовой» группы не должен превышать 12 человек. Если людей больше – то лучше разбить их на подгруппы.

Итак, вот некоторые правила для формирования групп мозгового штурма:

  1. В группу должны входить специалисты из разных областей, связанных с проблемой. Возвращаясь к примеру с кадровыми изменениями – это могут быть HR’ы, финансисты, линейные руководители подразделений.
  2. В группу должны включаться люди с взаимоисключающими взглядами. Если все думают одинаково – нет смысла организовывать мозговой штурм.
  3. Группа должна существовать по принципу равенства – независимо от занимаемой должности все имеют право на собственное мнение и открытое несогласие.
  4. Перед началом процесса должно быть четко оговорено время и принципы работы.

Придерживаясь этих базовых правил можно в разы повысить эффективность мозгового штурма. Специалисты по организации групповых дискуссий нередко используют и другие правила в своей работе, однако для первых проб в организации мозгового штурма этих четырех основ будет достаточно.

Как организовывать работу групп

Нередко проблемы обнаруживаются не столько в комплектовании команд, сколько процессе мозгового штурма. Вот самые часто встречаемые проблемы в группах:

  • появление слишком активных участников;
  • появление «молчунов»;
  • люди за столомвозникновение критики там, где ее еще не должно быть;
  • попытки давления на членов группы людей с более высоким статусом в организации;
  • вялость всей группы.

Итак, как преодолеть эти проблемы мозгового штурма? Начнем с молчунов и чрезмерно активных членов группы. Если стадия генерации проходит как блиц-опрос, то можно использовать опрос по кругу, когда каждый из участников высказывает свои идеи. Ведущий фиксирует каждую мысль на доске или флипчарте.

Опасности этого метода – группы с малознакомыми членами могут стать неактивными, ответы будут носить формальный характер. Вторая проблема – если первыми высказывают идеи руководители других участников, последние могут «подстраиваться» под них. И наконец – в ходе кругового опроса у кого-то может возникнуть идея до или после своей очереди.

Чтобы избежать этих ошибок – мозговой штурм следует выстраивать так, чтобы первыми высказывались «подчиненные», а группа в общем чувствовала себя комфортно. Также важно следить за всеми участниками мозгового штурма и при необходимости нарушать последовательность опроса.

Важно! Возможность прерывания цепочки должна быть оговорена заранее, и абсолютно все участники группы должны быть на это согласны.

При возникновении критики на ранних этапах мозгового штурма – необходимо обратить внимание всей группы на процедурную сторону мозгового штурма, напомнить о регламенте.

В случае с общей вялостью группы необходимо приостановить мозговой штурм и провести круговой опрос, например, о психоэмоциональном состоянии людей в группе. Это поможет сблизиться и несколько «подогреет» группу.

Виды брейнсторминга

  1. Круговой опрос – см. выше. Подходит для активных групп с хорошо знакомыми участниками.
  2. Брейнрайтинг – мозговой штурм, при котором каждый из участников записывает свои идеи (не менее 3) на лист А4 и по истечении 3-5 минут передает соседу слева. Процесс повторяется, пока лист не вернется к хозяину.
  3. Метод «шляпы» — участники записывают свои идеи на стикерах (1 идея – 1 стикер) и кладут их в центр стола. Как только у кого-то иссякают идеи, он вытягивает наугад любой стикер и пишет новую идею (если она появилась) на новый лист.
  4. БрейнрайтингСтена идей – МШ, проходящий под руководством специалиста-модератора. Каждый записывает свои идеи на стикеры и передает ведущему. Затем, в ходе групповой дискуссии, схожие предложения объединяются в более крупные кластеры. При необходимости участники могут внести новые предложения. Процедура анонимна, личность автора карточки раскрывается только в том случае, если необходимо его согласие на отнесение его идеи к определенной категории. Далее участники могут проранжировать предложения методом голосования (выдаются специальные метки, количество которых равно Х/3, где Х – это количество кластеров).
  5. Метод 1-2-микрогруппа-группа – этот метод мозгового штурма хорошо подходит для больших и малознакомых групп. Вначале каждый участник отдельно записывает свои идеи (10+) на листе А4. Затем участники объединяются в пары, сравнивают свои идеи и выбирают (15+) наиболее хороших на их взгляд. Затем пары объединяются в более крупные группы и также выбирают (20+) лучшие идеи. Затем каждая из групп записывает свои идеи на флипчарте и начинает процесс обсуждения.

Отметим, что «анонимные методы»: 3, 4, частично 5 подходят для работы с «холодными» группами и для групп с жесткой иерархией. В других случаях ограничений на применение определенных подвидов МШ нет.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

7 + девятнадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.