Нейропсихологическая коррекция: когда и как проводится, стоимость обследования, отзывы

Нейропсихологическая коррекция — это совокупность специально подобранных психологических методов, помогающих переструктурировать функции мозга, которые были нарушены, с целью выработки компенсаторных вариантов. Таким образом, постепенно маленький клиент учится контролировать своё поведение и процессы своего организма.

Когда проводится

Проводится нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте до того, как дети становятся подростками. Хотя длительность занятий зависит, прежде всего, от состояния ребёнка. Наиболее хорошо она себя зарекомендовала в случаях раннего детского аутизма, умственной отсталости, задержки психического развития. Кроме того, коррекция помогает деткам, которые испытывают сложность в обучении и школьной адаптации в связи с наличием некоторых психологических особенностей, психосоматических и невротических расстройств.

девушка и ребенокВпервые коррекционная программа была представлена Марией Монтессори, учителем из Италии, которая полагала, что сенсомоторная нейропсихологическая коррекция, состоящая из развития моторики и подкреплённая чувственным опытом, автоматически приводит к развитию мыслительных способностей. Поскольку считается, что они являются началом мыслительной деятельности.

Декроли предложил трёхступенчатую систему, которая уделяет внимание поэтапно:

Хочешь встретить хорошего человека и удачно выйти замуж?

Есть надежное средство, помогающее привлечь любовь в свою жизнь. Эту историю о своем семейном счастье рассказала обычная учительница из небольшого города...

Читать далее >>>

  • развитию сенсорики;
  • развитию мышления, с возможностью начать говорить;
  • воспитанию деятельности (исполнению песен, художественным проявлениям, рукоделию и т.д.)

Отзывы

Отзывы о нейропсихологической коррекции чаще всего очень положительные. В настоящее время этот метод пользуется огромным спросом. Хотя, стоит ещё раз отметить, что окончательный результат зависит от многих факторов, таких как первичное состояние ребёнка, возможности комплексной и постоянной работы по предложенной методике.

Вот один из примеров: «… Нам долго не хотелось верить, что с нашим сыночком что-то не так, но игнорировать проблему дальше было уже невозможно. В два года Ване поставили предварительный диагноз: задержка психо-моторного и речевого развития. Тогда мы решились на программу занятий по нейропсихологической коррекции и сенсорной интеграции. Уже через две недели наш сыночек научился прыгать и балансировать! Через 29 дней он впервые отозвался на своё имя! Для многих- это может показаться ерундой, но для нас это был настоящий прорыв. Он начал смотреть в глаза, когда с ним начинали говорить, произносил простые слоги. Через два месяца методики Ванюша научился радоваться и улыбаться на что-то. Помню, как наш папа принёс ему машинку, и он обрадовался, запрыгал, залепетал, в глаза мужу глянул. А у мужа из глаз у самого слёзы в разные стороны… Сейчас у нас уже есть словарный запас. Методику ещё проходим. Разговаривала с другими мамами, у них похожий диагноз сняли через 8-10 месяцев…»

мальчик занимаетсяВсё начинается с нейропсихологической диагностики, которая помогает определить особенности работы отдельных структур головного мозга. Кроме того, оценивается уровень развития и познаний ребёнка, их соответствие средним показателям. На этом этапе намечается индивидуальная программа нейропсихологической коррекции, которая наиболее подходит для конкретного случая.

Между нейропсихологической диагностикой и коррекцией обязательно проводится установочный этап, который направлен на постановку целей и выработку мотивации, как у самого маленького пациента, так и у его родителей. На этом этапе так же устанавливаются доверительные отношения, и оговаривается возможность иметь обратную связь и обговаривать любую волнующую информацию при проведении комплекса.

Далее идёт сама коррекция нейропсихологическая. Упражнения проводятся согласно разработанной на первом этапе программе.

В установленный срок проводится нейропсихологическое обследование, которое направленно на оценку результатов и эффективности программы. Стоит заметить, что первое оценивание проводится не ранее, чем через полгода постоянной работы.

Иногда методики подразумевают индивидуальное занятие. Но бывают варианты, когда занятие может быть групповым. Это не должно пугать родителей, поскольку мотивация на активную работу у деток в коллективе часто выше, нежели при самостоятельном занятии. И выбор вида занятий будет обязательно опираться на потребности ребёнка.

Стоимость

Как правило, цена на первичный приём и приём на нейропсихологическое обследование колеблется в районе 2 500 – 3 500 рублей. А составление индивидуальной нейрореабилитационной программы на месяц будет стоить около 10 000 рублей. Однако, это стоит того, чтобы увидеть изменения у своего ребёнка.

Как проводится

Коррекция нейропсихологическая детей может проводиться в виде:

  • игровых занятий;
  • комплекса упражнений – специальных движений;
  • упражнений для дыхания;
  • упражнений по развитию речи и артикуляции.

Наиболее распространённое направление коррекции нейропсихологической в детском возрасте – сенсомоторное, включает упражнения:

  1. игровое занятиеДыхательные, которые направлены на выработку необходимого дыхания. Это не только позволяет увеличить приток кислорода, улучшить состояние организма, но и способствует выработке задатком саморегуляции.
  2. Растяжки, которые направлены на снятие мышечных зажимов, и борьбу с гипер- или гипо-тонусом. Ведь нередко изменение мышечного тонуса может быть, как причиной, так и следствием соматического и эмоционального статуса ребёнка.
  3. Глазодвигательные движения помогают развить их движения по четырём основным направлениям.
  4. Ползания помогают развивать базовые взаимодействия, формируют одновременную координацию одно- и разноимённых рук и ног.

Нейропсихологические упражнения для коррекции внимания особенно показаны детям с проблемами самоорганизации, склонных к импульсивным и случайным реакциям. Такие детки не только часто отвлекаются. Но и не могут вовремя переключить своё внимание. Например, застревают на неверном способе решения задачи. Упражнения направлены на развитие у таких деток возможности регулировать и контролировать свою деятельность. Основным моментом метода является развития в ребёнке речевого контроля своей деятельности, а проще говоря — «проговаривание» своих действий.

Так в классическом варианте игры «речка-берег» деткам размечают границы «берега» и «речки» и предлагают по команде прыгать на обозначаемый объект. Детки, которые испытывают проблему с концентрацией и переключением часто входят в заданный ритм при постоянном чередовании: речка – берег. И в случае изменения команд, например, «речка – берег – речка — берег – берег», они даже с нескольких попыток не способны изменить ритм своих действий. В таком случае необходимо просить их проговаривать (повторять за ведущим) задание. Отдавая команды сами себе, они быстрее учатся контролировать и переключать своё внимание.

Также действенным является упражнение «робот для мамы». Смысл его в том, чтобы «учить» маму делать всё, что она делает. Ведь импульсивные дети зачастую выражаются довольно односложно, а часто вообще переходят с близкими на «жестовое» общение. Ведь построение сложной, правильной речи – процесс трудоёмкий, требующий внутренней организации и произвольной регуляции. Чему, в принципе, ребёнок и учится.

Как правило, такие упражнения направлены на работу с клиентами 5-9 лет.

Комплексная программа «Умные движения» разработана для коррекции младших школьников. Её основа – метод замещающего онтогенеза. Она направлена на оптимизацию функционирования глубинных образований мозга и межполушарной организации развития ребёнка. А внешне это проявляется в работе с зажимами и неадекватностью тонуса мышц, развитию контроля и саморегуляции.

мужчина занимается с мальчикомКаждое занятие состоит уже из знакомых этапов, которые включают развитие внимания, дыхательные упражнения, общие движения, игры с мячами, растяжки, глазодвигательные задания, сенсомоторное развитие, рисование, развитие мелкой моторики. Система состоит из 24 занятий — уроков по 45 минут. И рассчитана на деток от 7 до 10 лет.

Самыми элементарными примерами можно назвать упражнения зоопарк на общие движения, когда детки ходят, подражая зверушкам: косолапому медведю или утке, ходя на пятках; пингвина, при использовании внутренней стороны стопы. А на развитие внимания можно предложить упражнение «стоп»: когда после движения под музыку нужно вовремя замереть и не двигаться.

Наиболее интересным моментом является нейропсихологическая диагностика и коррекция аутизма, направленная на уменьшение «оторванности» ребёнка, снижения частоты приступов аутоагрессии. В общем – развития навыков общения таких деток со средой и формирование возможности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Наши читатели рекомендуют:

Как снизить вес, улучшив свое настроение? Для этого достаточно всего лишь... Читать далее >>>


Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – действенный метод. Однако, стоит помнить, что часть заданий и работы ляжет и на родителей. Только ваше старание и упорство зарядят стремлением и ваших деток, а в конечном итоге – дадут необходимый результат. Так что смело отбрасывайте сомнения и приступайте к поиску необходимого специалиста.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

 




загрузка...

Похожие статьи:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: все материалы, представленные на данном сайте, опубликованы исключительно для ознакомления и не могут служить основанием для самостоятельной диагностики и лечения. Самолечение может нанести серьезный вред вашему здоровью! Перед использованием информации, полученной на сайте, обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − пятнадцать =