Дислексия: причины, виды и их признаки, как лечить

Дислексия – это нарушение в распознавании и воспроизведении устной и письменной речи. Расстройство впервые проявляется в детском возрасте, отчасти корректируется логопедическими мероприятиями и сопровождает человека в дальнейшем всю жизнь. Западные и российские специалисты относят к дислексии разные состояния. Западные специалисты выставляют этот диагноз при нарушениях чтения и письма, при этом сюда же относят проблемы с грамотностью, арифметикой, координацией, моторикой, концентрацией внимания.

Наши специалисты к дислексии относят исключительно нарушения чтения и письма, делая упор на трудностях точного и беглого распознавания слов, недостаточной потребности в чтении и письме, непонимании звукового строя письма, при котором формируется недостаточный словарный запас. Другие проблемы выделены в отдельные состояния – дисграфия (трудности письма), дислалия (трудности произношения), дискалькулия (счета), диспраксия (сложные движения и координация), синдром гиперактивности и недостаточности внимания. Эти состояния лечатся по-разному. Важно, что общее развитие ребенка страдает мало, он практически не отстает от сверстников ни в психическом, ни в физическом развитии.

Многих волнует вопрос: дислексия – это психическое заболевание? Нет, по МКБ-10 эти расстройства отнесены к классу R – симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках.

Содержание статьи:

Сдают нервы?

Ощущаете постоянную усталость, депрессию, и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто...

Рассказывает наша читательница >>>

Причины дислексии

Подразделяются на 3 большие группы:

  • трудности обучения чтениюгенетические – расстройство во много раз чаще встречается среди близких родственников, частота у однояйцевых близнецов выше 70%;
  • нарушение равновесия между полушариями мозга – методами нейровизуализации было обнаружено, что снижена активность левой средней височной извилины, здесь же отмечаются очаги пониженной плотности мозговой ткани;
  • скрытое предпочтение левой руки, особенно у мальчиков.

После длительного изучения, использования электронной микроскопии дислексии была отнесена к цилиопатиям или нарушениям структуры и функции ресничек, которые имеются практически на всех клетках человека, содержащих ядра.

Обнаружены также несколько генов, мутация которых вызывает нарушение чтения и письма. Все это нарушает нейрональную миграцию в мозговой ткани и гармоничное взаимодействие обоих полушарий.

Механизмы дислексии

Изучение этой проблемы началось во второй половине IX века и до сих пор не закончено. Появление новых методов исследования снова и снова возвращает медицинское сообщество к попыткам установить механизм развития болезни. Единого понимания того, что это такое – дислексия, нет до сих пор. Установлены такие изменения:

  • неврологические нарушения – неточность при выполнении контролируемых сознанием произвольных движений, при этом в играх и развлечениях недифференцированности движений нет;
  • общее отставание моторики от возрастной нормы, которое не нарушает процесс развития;
  • на ЭЭГ обнаруживаются «ленивые» волны, особенно у дошкольников, что свойственно более раннему возрасту – иными словами, мозг несколько отстает в развитии от тела;
  • школьник читаетострота слуха, по данным аудиометрии, никак не влияет – дислексия бывает и у нормально слышащих детей, и у тугоухих;
  • острота зрения также не имеет значения, однако движения глаз характеризуются нерегулярной фиксацией и возвратными движениями – объясняется тем, что дислектик охватывает взором только часть слова, в то время как нормально читающий ребенок фиксирует несколько слов сразу.

Виды и формы дислексии, основные симптомы

Существует несколько классификаций, основанных на опыте практического применения. Чтобы лучше понять, что такое дислексия, какие бывают виды и признаки, нужно досконально разобраться в ее проявлениях. Почти все виды сопровождаются нарушением восприятия фонем.

Фонема – единица звукового строя, состоит из отличающихся чередующихся звуков (мал – мел – мыл – мул – мол).

Вид Основное проявление
Оптическая Нарушение оптико-пространственных представлений, нарушение зрительного анализа и синтеза. Буквы заменяются по оптическому сходству. Психологическое обследование у таких детей обнаруживает трудности распознавания изображения. Ребенок с таким расстройством не может  узнать стилизованные буквы, недорисованные простые изображение или такие, которые расположены на фоне («зашумленные»). Может перескакивать со строчки на строчку или читать в зеркальном отражении.
Фонематическая Различают 2 формы: фонематическая или трудности усвоения букв (ребенок смешивает и заменяет похожие звуки) и нарушение фонематического анализа (пропускает несколько букв и переставляет похожие, смысл текста при этом теряется)
Семантическая Механическое чтение, бывает в 2-х вариантах: читает правильно по слогам, но не понимает прочитанного или читает все слово и фразу целиком, но не может понять и пересказать прочитанное. Не может по описанию узнать картинку, связать отдельные слова в предложения. Такая форма встречается как у интеллектуально полноценных детей, так и при умственной отсталости
Аграмматическая Слова читает правильно, но не может определить части речи, не может вставить отсутствующее слово, не может составить предложение из предоставленных слов, найти однокоренные слова, изменить предложение так, чтобы сохранить его смысл. Не сформирован грамматический строй речи. Неправильно читает окончания, путает падежи, родовые окончания (мой школа, девочки бежит), неправильно ставит ударения. Может встречаться при общем недоразвитии речи.
Мнестическая Не может запомнить буквенное обозначение звуков, записать слово под диктовку. Долго не усваивает значение букв. Не может записать простые слова, потому что не помнит букв. Расстройство часто сочетается с нарушением письма. Детей нужно обследовать на предмет умственной отсталости и задержки психического развития.
Тактильная Бывает у слабовидящих, когда невозможно усвоить азбуку Брайля. У таких детей часто нарушено восприятие схемы тела, не могут определить примерное расстояние между предметами.

книга и мальчик

Дислексия у детей обнаруживается при освоении чтения, обычно у младших школьников. Ошибки устной и письменной речи ведут к тому, что словарный запас обедняется, ребенок использует одни и те же слова для обозначения разных понятий.

Особенности личности

У детей и взрослых с дислексией нарушено не только чтение и письмо, но и многие другие функции нервной системы и психики. Отмечаются такие проявления:

  • трудности в понимании любой учебной информации;
  • сложности в пересказе прочитанного;
  • множество ошибок при письме (родители списывают это на невнимание и называют глупыми);
  • плохой, очень неразборчивый почерк;
  • мнoжecтвo oшибoк пpи пиcьмe невозможность выполнить задание в срок;
  • чрезмерная раздражительность и эмоциональность;
  • нарушение координации мелких движений;
  • расстройство схемы тела (верх – низ, право – лево);
  • общая неуклюжесть;
  • повышенное стремление к справедливости;
  • хороший эстетический вкус, желание окружать себя красивыми вещами.

Диагностика дислексии

При наличии любого из симптомов, перечисленных в таблице, требуется вначале посетить педиатра. Желательно, чтобы врач знал всю семью и наблюдал малыша с рождения. Бывают семейные формы особенностей поведения, которые являются вариантом нормы.

У детей до 10 лет ранним признаком дислексии является необычная позиция ручки или карандаша. Такие дети берут карандаш не тремя первыми пальцами правой кисти, а как-то иначе – как берут взрослые сигарету или китайскую палочку для еды. Также нужно обращать внимание на леворукость. Само по себе это заболеванием не является, но свидетельствует о доминировании левого полушария.

Чтобы узнать, какое полушарие является доминантным, попросите ребенка или взрослого сложить руки одна поверх другой. Какая рука окажется сверху, то полушарие и доминирует. Это доминирование сохраняется всю жизнь.

Если человек кладет сверху левую руку, а все действия выполняет правой, то это скрытый левша. У такого ребенка или взрослого есть проблемы в эмоциональной сфере из-за дисбаланса межполушарных связей.

Для правильной коррекции дислексии требуется консультация нескольких специалистов:

  • педиатрпедиатр для детей или терапевт для взрослых;
  • логопед;
  • окулист;
  • невролог.

Специалисты могут назначить обследования, если имеется подозрение на органическую патологию. Тест на дислексию не стандартизован. Различные клиники и исследователи предлагают разные варианты, включающие опросники, чтение и написание текста под диктовку.

Важно, чтобы испытуемый не получал знаков о том, что совершена ошибка. Врач строит беседу с ребенком в форме игры, никак не акцентируя внимание на ошибках. Когда малыш раскрепостится, можно получить достоверную информацию о его возможностях и проблемах.

В сети имеется множество опросников, отечественных и переводных зарубежных. Ответив на все вопросы, можно понять, есть ли у ребенка проявления дислексии.

В дошкольном возрасте дислексию можно заподозрить по таким признакам:

  • ребенок сообразительный, но плохо осваивает чтение;
  • у него плохая память;
  • при чтении повторяет одни и те же ошибки;
  • трудно определить право и лево, верх и низ;
  • в словах переставляет буквы;
  • ребенку трудно выразить, чего он хочет в данный момент.

Школьники, страдающие этим расстройством, часто имеют плохую успеваемость по гуманитарным наукам и математике. Часты у них проблемы с поведением, особенно характерна повышенная возбудимость и двигательная расторможенность.

Многим взрослым, страдающим дислексией, это никак не помешало стать знаменитыми или добиться в жизни значимых целей. Так, это расстройство было у Маяковского, который не смог до конца освоить пунктуацию. Альберт Энштейн вообще был в школе двоечником, никак не мог в детстве освоить чтение и письмо. Ганс Христиан Андерсен был настолько безграмотным, что его рукописи многократно возвращали редакторы, сопровождая отказ глубоким возмущением.

Однако это не значит, что расстройство не нужно лечить. Существует множество способов улучшить положение дел. В России принято говорить о минимальной мозговой дисфункции, а специалистов по дислексии считанные единицы, в основном в Москве.

Лечение и коррекция дислексии

При дислексии у младших школьников нужна коррекция упражнениями. Лучше всего обратиться к специалисту, который сумеет подобрать именно то, что нужно ребенку.

Самостоятельно можно делать такие упражнения:

  • Лoгoпeдичecкaя пoмoщь разгадывать ребусы и кроссворды, постоянно предлагая их ребенку;
  • угадывание слов по первой половине – кастрю (ля), теле (фон), зам (ок);
  • дополнять пропущенные буквы – пишут слово без какой-либо буквы, которую ребенок должен вставить.

Логопедическая помощь неоценима в этих случаях. Лучше обратиться к любому имеющемуся специалисту, чем пытаться справиться с проблемой самостоятельно. Родители не могут увидеть то, что понятно и заметно специалисту. Желательно справиться с проблемой или хотя бы улучшить чтение и письмо до 10 лет, потом сделать это будет гораздо труднее. В подростковом возрасте и у старшеклассников добавляются поведенческие и социальные проблемы, преодолеть которые гораздо труднее.

Иногда требуется медикаментозная коррекция поведения, особенно при гиперактивности и дефиците внимания.

В ходе диагностики врач или специалист по дислексии определяет, как функционируют три составляющие сенсорной системы человека: зрение, слух и тактильная чувствительность или способность распознавать прикосновения. В зависимости от того, какая составляющая нарушена, разрабатывают коррекционные упражнения.

Крайне важно не разрушить эмоциональный контакт между родителями и ребенком. Родители должны понять, что ругать малыша за совершенные ошибки бессмысленно и очень вредно. Он не делает ничего назло, у него просто другая система восприятия окружающего мира.

Когда расстройство обнаружено, важно не свалиться в другую крайность: посчитать ребенка больным и уменьшить его ответственность за все, что он делает. К ребенку нужно относиться как к здоровому, но имеющему специфические потребности.

Прогноз и профилактика дислексии

Прогноз благоприятный, некоторые специалисты относят расстройство к проявлениям гениальности. Однако людям со средними способностями наличие дислексии доставляет множество неприятностей, создает трудности в учебе, освоении профессии, карьере. В некоторых особо сложных случаях при подтвержденной клинически дисфункции речевых зон пациентам с дислексией устанавливается третья группа инвалидности, как правило, бессрочно.

Профилактика многогранна, это:

  • охрана материнства и детства, устранение всех факторов, которые ведут к повреждению плода;
  • закаливание ребенка, снижение частоты болезней в раннем детстве;
  • раннее обследование и лечение при подозрении на патологию мозга;
  • всесторонняя помощь при освоении второго языка;
  • внимание неблагополучным семьям, вовлечение детей из этих семей в социальные и образовательные программы.

Автор статьи: Врач-психиатр, психотерапевт Небога Лариса Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Светлана Кожикова

    Хорошая статья, полезная для родителей в первую очередь. Я бы к специалистам добавила бы нейропсихолога. Он тоже может с помощью специальных проб-упражнений увидеть проявления дислексии, а после определить стратегию коррекции.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

семь − шесть =