Дислексия аграмматическая: причины, симптомы и коррекционная работа

Дислексия аграмматическая — такой вид недоразвития овладения грамматическим строем речи, который носит устойчивый характер и связан с проблемами согласования слов в словосочетаниях.

Наиболее частые ошибки связаны с:

  • стойким неправильным использованием окончаний в различных падежах и проблемами восприятия числа предметов; например, «из-под деревьях (деревьев)», «у друзьях (друзей)»;
  • некорректным согласованием в словосочетании рода существительных, их числа или того же падежа; например, «книжка интересное», «детей весёлый»;
  • некорректным использованием числа местоимения: «всё» — «весь»;
  • некорректным употреблением окончаний соответствующего рода: «такая пёс», «книга наш»;
  • некорректным использованием соответствующих окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени: «ветер промчалась», «этот был страна».

Причины аграмматической дислексии

Каждый ребёнок, как и каждый случай, безусловно уникален. Однако, принято разделять все причины на нейробиологические и социальные.

К нейробиологическим факторам относятся:

  • девочка пишетменьшая активность задней части левой стороны височной извилины головного мозга;
  • участки пониженной плотности задней части средней височной извилины;
  • преобладающая активность правого полушария в связи с особенностями функционирования мозга;
  • нарушение равновесия между полушариями при функционировании головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • серьёзные интоксикации (случайные сильные отравления или злоупотребления во время беременности матерью (употребление в раннем детстве непосредственно ребёнком) наркотиков, алкоголя, токсических веществ);
  • тяжёлые инфекции (например, менингит, сифилис и т.д.);
  • нарушения, ставшие последствием тяжёлых родов или осложнений при беременности (начиная от тяжёлой асфиксии плода, заканчивая перенесёнными внутриутробными инфекциями).

Не менее значимыми в формировании дислексии могут быть социальные факторы. К ним относятся:

  • чрезмерные нагрузки в раннем возрасте, связанные с активным развитием правого полушария и отставанием левого;
  • полное отсутствие обучения или педагогическая запущенность, отсутствие навыков совместного чтения книг, пересказывания сказок;
  • дефицит общения, связанный с невозможностью слышать хорошо структурированную речь;
  • синдром изоляции с частичной или полной потерей речи.

Социальные факторы, чаще всего, связаны с недостаточным участием взрослых в процессе обучения малыша. Процесс правильного построения и согласования словосочетаний, а из них предложений – сложный процесс, который включает в себя восприятие и обработку данных. Естественно, если малыш не привык выделять правильные словоформы, у него не было возможности в достаточной мере познакомиться с ними, и процесс дифференциации получается недостаточно развитым.

девочка в школе пишетХуже обстоит дело, если педагогическая запущенность идёт на фоне острой бытовой запущенности, причём ребёнка с раннего возраста начинают приучать, например, к алкоголю («чтобы лучше спал и не мешал»). Или же токсические вещества поступают в организм малыша во время беременности при употреблении их матерью. В этом случае, социальные факторы начинаю переплетаться с нейробиологическими факторами.

Механизмы дислексии

Чтобы ребёнку построить правильное словосочетание, он должен задействовать целый ряд анализаторов. Малыш должен услышать необходимые слова, соотнести их с символами, а затем проговорить их. При этом, речедвигательный анализатор отвечает за правильность артикуляции.

Сбой может быть на любом уровне: начиная от восприятия, включая синтез и заканчивая правильным произношением. Но, чаще всего, дислексия аграмматическая связана именно со сбоем в обобщении при не сформированных до конца речевых функциях.

Подбор и согласование, адекватное выражение мыслей так же включают и эмоционально-волевую сферу ребёнка. Поскольку требует высокую степень концентрации. А также соотносится с каким-либо побудительным мотивом, который устанавливается самим ребёнком или признаётся значимым. Поэтому, часто при социально детерминированной дислексии, как раз вопрос упирается в волевую сферу и мотивы ребёнка.

Симптомы

При аграмматической дислексии на первый план выступает показательная неспособность согласовывать слова в роде, числе и падеже. Причём, это проявляется как при чтении, так и в речи, и в письме. Таким образом, дислексия аграмматическая часто сочетается с такого же рода дисграфией. Поскольку малыш неправильно выдаёт (устно и письменно) словосочетания именно потому, что таким образом мыслит, а не просто потому, что не внимательно пишет, дисграфия будет иметь устойчивый характер и не зависеть от настроения, стрессовой ситуации или иных причин, могущих влиять на ребёнка в данный момент.

Если есть утверждение в нейробиологической природе дислексии, то, помимо упомянутых признаков, можно выделить и такие, которые должны насторожить родителей ещё в самом раннем возрасте. А именно:

  • школьница пишет на доскедлительная неуклюжесть в захватах различных орудий (лопаточек, ложки, ручки, карандаша);
  • проблемы с концентрацией внимания, ребёнок «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — не может сориентироваться в поставленной простейшей задачи или сразу её забывает;
  • сложности с пересказами, быстрое утомление при восприятии читаемого или рассказываемого;
  • неловкость и импульсивность в поведении, что может стать причиной плохого взаимодействия со сверстниками;
  • плохое восприятие интонаций и связанных с этим намёков, подтекстов и прочих нюансов речи, что ведёт к недоразумениям и проблемам в социализации.

Диагностика

Диагностика дислексии производится комплексно. Для начала, стоит обратится педиатру. И уже он даст направления к логопеду и другим специалистам. Возможно, будет необходимо провести исследования мозговой деятельности с помощью аппаратуры. Кроме того, собрать информацию о протекании беременности, возможной наследственности, болезнях и проблемах со здоровьем в раннем детстве.

Также предлагаются различные тестовые задания, которые позволяют сравнить уровень навыков овладения речью и письмом по соотношению к средним показателям данной возрастной группы. Кроме того, проверяется зрение и слух ребёнка. Возможно, заподозренные признаки были спровоцированными другими проблемами. Как правило, привлекаются так же невропатологи, которые должны исключить или подтвердить неврологические нарушения.

Однако, хочется повториться, что вся симптоматика рассматривается именно в контексте длительного проявления и поэтому окончательный диагноз может быть поставлен только врачом.

Коррекция и лечение

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни. Но, значительная часть людей, которые достигли отличных результатов при правильной и своевременной коррекционной работе.

Традиционным подходом для устранения аграмматичнской дислекции являются логопедические программы, суть которых сводится к распознанию и синтезу грамматических схем. Ребёнка учат обращать внимание и соотносить определённые формы слов.

занятие с логопедомСтоит отметить, что обучение происходит лучше, если воздействие материала идёт на все органы. Поэтому, при обучении применяется большое количество наглядного материала, либо специальные компьютерные программы.

Хочется так же отметить тот факт, что проблема весьма многоплановая. И, помимо традиционного обучения, важным составляющим, получившим широкое признание в последние годы, является психотерапия. Ведь, как уже было сказано ранее, стоит работать так же с эмоциональной и волевой сферой. Учиться преодолевать трудности в установке мотивов, концентрации внимания, социализации. С помощью психолога так же можно обсуждать проблемы «многослойности» речи, её составляющих и подтекстов. Учиться преодолевать тревожность.

Кроме того, работа с дислексией носит постоянный характер. Естественно, что ежедневно, на протяжении многих лет, с ребёнком не будет заниматься не один врач. Основная нагрузка всегда ложится на родителей или опекунов малыша. Поэтому, им так же необходима периодическая консультация психолога, для снятия эмоционального напряжения и выработки стратегии дальнейшей работы.

Прогноз и профилактика дислексии

Прогноз напрямую зависит от качества и своевременности предложенной корректирующей программы. Если дислексией начинают заниматься в достаточно взрослом возрасте, то коррекционная работа идёт сложнее, в связи с выработкой целого ряда негативных установок. Если коррекция предложена в раннем возрасте и проводится по предложенной схеме, прогноз весьма благоприятный.

С целью профилактики же, особенно социально обусловленной дислексии, стоит всесторонне развивать зрительно-пространственное восприятие малыша, его память, внимание, мелкую моторику и работу на развитие синтеза. Кроме того, не поощряйте «детский лепет» ребёнка, а чётко и правильно проговаривайте те фразы, которые пытается сказать малыш. Таким образом, формируется правильный лексический ряд, закрепляется соотношение слов в словосочетании.

семейная психотерапияОчень хороши для этого различные развивающие игры, где буквы и слова, а также их синтез происходит в процессе развлечения.

Также стоит, не стесняясь, собрать как можно больше сведений о вероятных подобных проблемах у родственников вашей семьи со стороны как матери, так и отца. И, если есть вероятные подозрения на дислексию у кого-то из близких, обратиться в наиболее раннем возрасте к врачу для организации ранней коррекционной обучающей работы.

Не стоит переживать по этому поводу. Поскольку, как можно видеть из вышеизложенного, никакие медикаментозные вмешательства не показаны. Возможны они лишь в случае выявления инфекционной природы проблемы, и направлены, в этом случае, не на саму дислексию. А раннее вмешательство является хорошим подспорьем для более качественной профилактики аграмматической дислексии.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

один × 5 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.