Гендерные стереотипы: что это такое, влияние на социум, примеры

Гендерные стереотипы – это общепринятые в данном конкретном сообществе или группе представления о «нормальном» наборе характеристик, черт и качеств, которыми обладают представители женского и мужского пола. Без учёта их личностных особенностей, а лишь на основании биологической природы. Так, до сих пор, описывая среднестатистическую женщину, мы представим себе нежную, эмоциональную и хорошо пахнущую особу с макияжем, красивым маникюром и длинными волосами.

Тогда как среднестатистический мужчина представится сильным, волевым, умным и успешным. Ухоженность его рук при этом, в большинстве случаев, отойдёт на второй план. Таким образом мы проявим те самые гендерные стереотипы, вложенные обществом, в котором росли. Ведь подобные «шаблоны» могут меняться в зависимости от социума.

Функции половых стереотипов

  1. Функция обобщения и стереотипизации.

Вообще, любой стереотип в жизни изначально призван облегчить понимание некоторых выделенных особенностей и предоставить некую универсальную модель поведения. Не исключением являются и половые стереотипы. Так, узнав, что в семье, куда вы направляетесь в гости, есть дочь, в 87% в подарок будет выбрана кукла и в 20% сладость. Для мальчика в 54% будет выбрана машинка, приблизительно по 15% оружие или конструктор, и те же 20% — вкусности.

мужские и женские роли Хотя многие исследования младших групп садиков единодушно доказали факт, что детки одинаково успешно играют во все игрушки, которые только попадаются им под руки и которые привлекают внимание. Так, многие девочки с удовольствием катают машинки, а мальчики таскают пупсов.

Но, чем старше дети становятся, тем настойчивее им объясняют, чем стоит играть, и они начинают формировать предпочтения на основе научения. А схема, которая призвана изначально помогать, начинает вмешиваться в жизнь совсем не с лучшей стороны.

  1. Функция оправдания неравенства.

Так, феминистическое движение определяет ведущей функцией половых стереотипов – создание условий для оправдания социального гендерного неравенства. Так, во многих культурах мужчинам приписывают рациональность, активность и большую заинтересованность работой. Тогда как дамы рассматриваются как более эмоциональные, чувствительные и ставящие во главу угла личностные взаимоотношения, семью, брак и материнство в ущерб работе.

Таким образом подпитывается более важное и ценное отношение к мужчинам, укрепляется их превосходство, а также андроцентризм – представление о мужчинах как о «норме» социума, тогда как женщина рассматривается как некое отклонение от неё. В связи с этим было принято определение «стеклянного потолка» для обозначения неравенства в виде заработной платы и карьерного роста женщин. Ведь формально ни на одном предприятии не устанавливается невозможность барышням занимать руководящие посты или получать больше денег.

мужчина и женщинаНо, по факту, львиная доля руководителей являются мужчины, а при старте одинаковых менеджеров, мужчинам в большинстве случаев ставят большую заработную плату. Ведь «кормилец» не может принести в дом меньше денег, чем жена.

Американская ассоциация «мужчины за отцовство» указывают, что гендерные стереотипы, однако, не всегда на стороне мужчин. Так, члены ассоциации поднимают болезненный вопрос, что дети, в случае развода родителей (в Европе, Канаде и Америке) в 92% случаях остаются с матерью, тогда как во всех законах декларируются равные права родителей. А виной тому всё те же гендерные стереотипы, которые утверждают большую заинтересованность карьерой, чем детьми у мужчин.

Кроме того, эта же ассоциация бьёт тревогу и по поводу других гендерных предубеждений. Так, мужчины, которые подверглись сексуальному домогательству или насилию, лишь в 2% случаев обращаются за помощью, потому как «для мужчины это стыдно». А воспитание в стиле «мальчики не плачут и не жалуются» приводит к неспособности проявлять эмпатию и подавлению своих тревог и стрессов с помощью алкоголя и наркотиков.

Свойства половых стереотипов

Свойства гендерных стереотипов так же тесно связаны с функцией понимания и затрагивают моменты общения между гендерами. Они позволяют «предвидеть» варианты этого общения. И, таким образом, можно назвать три основных свойства стереотипа по принципу гендера:

  • женщина - домохозяйка, мужчина - добытчик едыстремление к схематичному когнитивному восприятию гендера (то есть в определённой упрощённой схеме);
  • стремление привносить эмоционально-оценочный характер восприятия гендера;
  • являться общепринятым и разделяемым многими представителями взглядом;
  • быть устойчивыми и формировать социальную идентификацию мужчин и женщин.

Проблема половых стереотипов в обществе

Проблема стереотипности и избирательности восприятия информации на основе гендера насчитывает не одну сотню лет. Половые стереотипы приобрели вид устойчивых систем, которые укоренились в сознание членов данного социума. Психологи и социологи называют эту особенность – когнитивным искажением и определяют, как устойчивое отклонение в восприятии на основе лишь верований и убеждений. А не на основе объективной реальности. Например, многие до сих пор придерживаются убеждения взаимосвязи пола и определённых качеств человека.

Так, существует русская пословица: «у бабы волос долог, а ум короток». Да и анекдоты про блондинок – любимая тема в шумных компаниях. Тем не менее, исследователи центра интеллекта в Америки, на основании данных не только своей, но и ряда европейских стран говорят о том, что не существует никаких доказанных данных о действительном меньшем интеллекте у женщин.

Более того, два рекорда по данным теста принадлежат как раз барышням. Меньшая же их социальная успешность на руководящих и общественных постах связана исключительна с тенденцией доступности образования и как раз давлением социальных стереотипов.

Обострение же проблематики или же уменьшение давления стереотипов связано с важными и знаковыми событиями в социуме. Например, с 1884 года для печати газет стал использоваться строкоотливной наборной аппарат линотип. Рабочие-мужчины, которые обучились обслуживать аппарат, потребовали себе достаточно большое жалование по тем меркам. А, чтобы не допустить к делу барышень, труд которых оплачивался меньше и избавится таким образом от конкуренции, женское население было признано неспособным работать с ним в сферу «своего невысокого ума».

профессии мужчины и женщиныНо, как только были изобретены и активно внедрены печатные машинки, оказалось, что набор текста вполне доступен дамочкам. Более того, в качестве секретарей и помощниц предпочитали нанимать именно их: и платить меньше, и глазу приятней. Ну а обратный пример памятен нашей стране, как никакой иной.

Во время Великой отечественной войны, женщины не раз доказывали свою способность справляться с самыми «мужскими» делами: они водили поезда, самолёты и автомобили, становились за станки, добывали уголь и шли в атаку с оружием в руках. И это ни у кого не вызывало протеста, поскольку было вызвано необходимостью, уменьшившей давление стереотипов.

Содержание половых стереотипов

Содержание стереотипов согласно гендера сравнительно сходны в различных регионах и культурах. Например, студенты из двадцати пяти стран, принимавшие участие в исследовании, приписывали мужчинам такие черты, как независимость, доминирование, властность, силу и отвагу. Женщинам же – скромность, нежность, зависимость, мечтательность и чувственность. А вот хвастливость, лень и неорганизованность в разных культурах соотносилось с разными полами.

Кроме того, выраженность гендерных различий в некоторых странах было более полярно выраженно. Причём это наблюдалось и в Европе (в частности –Германии), и Малайзии. Тогда как в Индии и Шотландии дифференциация была выражена меньше.

Влияние

Влияние гендерных стереотипов очень разнообразно и затрагивает большую часть жизни людей. Например, предубеждения насчёт гендера обуславливают:

  • мужской и женский полвыбор одежды, особенно цветовые предпочтения;
  • выбор профессии (мало кто из родителей мечтает о дочери, работающей дальнобойщиком);
  • предрассудки насчёт профессиональной карьеры (в том числе, многие работодатели не желают связываться с девушками детородного возраста, предполагая скорый декрет);
  • предрассудки насчёт организационного поведения;
  • отношение к семье и браку (холостой мужчина в тридцать – завидный жених, а женщина – никому не нужная особа);
  • предрассудки насчёт эмоционально-волевого фактора (женщине более приписывается подчиняемая и менее эмоционально устойчивая роль).

Этот список можно продолжать до бесконечности, но вывод один – подобные влияния несколько суживают и ограничивают возможность личности к самореализации. Ведь женщина, выбирающая профессию грузчика и при этом отправляющаяся на футбольный матч, равно как и мужчина, мечтающий посвятить всё своё время воспитанию троих детей воспринимаются как «отклонения». Ведь существующая навязанная стереотипность утверждает обратное.

Примеры гендерных стереотипов

Ряд примеров таких стереотипов мы уже упоминали в тексте. Но, можно начать с самого раннего детства, когда родители начинают покупать все вещи розового или голубого цвета. Затем выбираются типичные игрушки. Девочкам приписывается быть более аккуратными только потому, что они девочки. А мальчикам – быть более подвижными и смелыми. При этом мальчиков учат сдерживаться и не обижать малышек. И это несмотря на то, что девочки при этом могут быть крупнее и обижать их первыми. При этом у девушек прежде всего принято хвалить и подчёркивать внешнюю красоту. Тогда как у парней – ум, уверенность и смелость.

Девочек чаще отдают на танцы или гимнастику. Для мальчиков же выбирают единоборства и футбол. Чем сильнее и более выражены гендерные стереотипы, тем сложнее другому полу проявить себя в «вотчине», которая ей не приписывается. Так, в наиболее строгих мусульманских странах, считаные единицы женщин – борцов, боксёров, тяжелоатлетов. Равно как и мужчин, танцующих в балете.

Более того, женщинам во многих странах и социумах приписывается хотеть замуж и воспитывать детей. А также заниматься домашним хозяйством. Тогда как мужчинам – стремиться делать карьеру и зарабатывать деньги.

Мужские роли, женские роли

Мужские и женские роли оправдываются с точки зрения биологических составляющих. Например, женщина лучше справляется с воспитанием детей хотя бы потому, что рожает этих самых детей. Психологи же утверждают, что качество воспитания потомства зависит во многом от зрелости и готовности человека, не зависимо от пола. Если бы все эти возможности обуславливались только биологической природой, тогда бы воспитание приёмных детей было бы вообще невозможно.

роль мужчины и женщиныТо же обстоит и со стремлением, например, заниматься наукой. При опросе различных людей в ряде стран образ учёного представлял собой пожилого седоватого мужчину в потёртом пиджаке. И слабо сочетался с молодой, внешне привлекательно девушкой.

Однако, стоит помнить и тот факт, что порою гендерные стереотипы являются сильными защитными факторами. Например, женщина легко может признать себя некомпетентной и даже глупенькой, если это ей выгодно, снимая с себя при этом часть ответственности. Кроме того, только в Израиле обязательный призыв в армию касается всех молодых людей. Во многих же странах, где воинская повинность сохраняется, женщины как раз от неё избавлены на правах «слабого пола».

Для мужчин есть свои поблажки – им чаще прощается домашнее насилие и деспотизм. Кроме того, даже такой момент, как ухоженность, на большей территории России не соотносится с мужчинами. Как гласит народное выражение: «от мужчины должно пахнуть мужиком…» Хотя, безусловно, все особенности этого букета так же зависят от стереотипов.

Заключение

Современное общество всё чаще стремиться минимизировать влияние гендерных стереотипов, таким образом пытаясь найти новые нестандартные подходы к решению ежедневных проблем. Более того, ориентир на меньшее количество детей в семье и большее качество образование дало возможность конкурировать женщинам в различных сферах деятельности. С другой стороны, за мужчинами было признано право выражать свои эмоции и проявлять эмпатию.

Современный кумир умеет чувствовать стихи и петь задушевные песни, а главное – стремиться понять свою спутницу, а не просто добыть для неё пищу. Однако, подвергая критике устоявшиеся стереотипы, не забывайте про обратную сторону медали. И, если за барышней признают право спускаться в шахту, то не стоит ждать, что ей при этом галантно приоткроют дверь лифта.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Depressio.ru
Добавить комментарий

4 × один =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.