Биполярное расстройство (БАР) у подростков: причины, признаки и методы лечения

Биполярное расстройство (БАР) у подростков – психическое заболевание детей 12–16 лет, проявляющееся периодическими сменами маниакальных и депрессивных фаз со «светлыми» промежутками (интермиссиями) между ними.

БАР у подростков

БАР в пубертатном возрасте встречается довольно редко. До 12 лет практически не наблюдается. У девочек среднего и старшего подросткового возраста протекает в 3 раза чаще, может быть связано с началом менструального цикла.

БАРДиагностика заболевания затруднена в связи с отсутствием четкой цикличности, как у взрослых, схожестью клинических проявлений с шизоаффективным психозом, акцентуацией личности, дебютом шизофрении.

Сдают нервы?

Ощущаете постоянную усталость, депрессию, и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто...

Рассказывает опытный врач >>>

Причины

Причины БАР до конца не изучены. Заболевание может возникать вследствие:

  • генетической предрасположенности – регистрируется у 50 % больных. У одного из родителей, страдавшего БАР, выявлен ген, локализованный в 11 хромосоме, ответственный за развитие заболевания;
  • конституциональных особенностей (чаще подвержены подростки с циклоидным, меланхолическим и психастеническим типами личности);
  • гормональной перестройки в пубертатный период.

Факторы риска

Факторами, провоцирующими развитие БАР, являются:

  • стрессы;
  • черепно-мозговые травмы и опухоли;
  • инфекции;
  • лекарственные, алкогольные, наркотические интоксикации;
  • переутомление, нарушение режима сна и бодрствования.

Симптомы у подростков

Первые признаки биполярного расстройства у детей и подростков обычно списываются окружающими на трудности пубертатного периода. Мания проявляется не эйфорией и возбужденностью, а вспышками беспричинной агрессии, гневливостью, сопровождающимися расторможенным поведением, грубыми шутками, непочтительным отношением к взрослому собеседнику.

депрессияОтмечается расторможенность влечений в виде прожорливости, повышенной сексуальности. Подросток может убежать из дому, бродяжничать. Тинейджер строит «грандиозные планы», хвастается своими «редкими способностями», собирается участвовать в олимпиадах, соревнованиях и занять обязательно призовые места. Уверен, что поступит в институт благодаря «выдающимся способностям». Начинает заниматься в разных кружках и быстро все забрасывает, ничего не доводит до конца.

Нередко такое поведение принимают за «изменение характера», связанное с подростковым возрастом. Более внимательные родители обращаются к психологу или психиатру, но картина настолько нечеткая для «истинной мании», что специалист может принять ее за опозиционно-вызывающее расстройство личности, гиперактивность, наркотическую или алкогольную интоксикацию, проявления шизофрении. Типичная маниакальная триада – повышение настроения, ускорение мыслей и движений может отсутствовать.

БАР у тинейджеров чаще начинается с депрессивного эпизода. Характерно снижение настроения не по утрам, а в вечернее время. Классическая депрессивная триада (снижение настроения, замедление мышления и движений) встречается редко, преобладают атипичные формы:

  1. Деликвентная – характерна угрюмость, озлобленность, напускная расторможенность поведения «Да, я такой! Всем назло! Накажите, избейте, убейте меня! Ну и пусть!» Подросток прогуливает школу, бродяжничает, связывается с наркоманами, алкоголиками. Но выпивка и наркотики эйфории не дают, асоциальное поведение не приносит удовольствия. Напускная бравада может внезапно смениться тоской, апатией, агрессия на успешных товарищей может поменяться на аутоагрессию с нанесением увечий и попытками суицида.
  2. Ипохондрическая – тинейджер предъявляет многочисленные ипохондрические жалобы на самочувствие, выискивает у себя разные болезни (тем страшнее, тем лучше), бесконечно обследуется у врачей. Настроение подавленное, плаксивое (из — за жалости к себе). Контакту труднодоступен. Говорить может только на тему своего здоровья.
  3. Астеноапатическая – начинается с затруднений в учебе, подросток не может сосредоточиться, длительно удерживать внимание, становится вялым, апатичным, утрачивает интерес к любимым занятиям, друзьям, резко снижается самооценка. Аппетит снижен. Много спит, но не высыпается.
  4. смена настроенияС деперсонализационным компонентом – чувство изменения собственной личности (аутодеперсонализация) и нарушения схемы тела (соматодеперсонализация). Подросток отмечает, что «пропали все чувства», «увеличились руки, ноги, нос», и от этих мыслей становится подавленным, угнетенным. На пике состояния возможны телесные повреждения вплоть до суицида. Искаженное восприятие своего тела часто ведет к нервной анорексии – недовольству своим весом, патологическому желанию похудеть, по мере развития состояния – отвращению к пище.

Периоды мании и депрессии в этом возрасте сопровождаются бурными проявлениями вегетатики – повышенным потоотделением, учащенным сердебиением, пульсом, похолоданием и онемением конечностей, головокружениями, удушьем, диспепсическими нарушениями.

Особенности протекания заболевания у подростков

Основными отличиями протекания БАР в пубертатном возрасте являются:

  1. Быстрая смена фаз. Характерен переход из одного состояния в другое в течение дня (ультрасверхбыстрые циклы). Так, депрессивный эпизод может предшествовать маниакальному без интермиссии, протекать одновременно или начаться сразу после фазы мании.
  2. Смешанные формы заболевания до 15–16 лет (одновременное присутствие симптомов мании и депрессии). Четкая цикличность присуща подросткам 16 лет.
  3. Характерна закономерность – тем младше подросток, тем короче фазы. Длительность каждой фазы – от нескольких часов и дней до 2–3 недель. Они могут сменяться короткими светлыми промежутками. Бывает, что за серией непрерывных фаз наступает многомесячная интермиссия с полным сохранением психических функций.
  4. С возрастом у подростков удлиняется депрессивный период. Чем больше фаз у него в анамнезе, тем длительнее становится период депрессии. Чем раньше началось заболевание, тем тяжелее его течение.
  5. Начало в младшем подростковом возрасте обусловливает злокачественное течение, когда несколько фаз следуют друг за другом без светлого промежутка.

Лечение

Лечение комплексное и длительное, включает медикаментозную, психотерапию, альтернативные методы.

Медикаментозную терапию проводят в условиях стационара и амбулаторно. Госпитализации подлежат подростки с депрессивными состояниями с суицидальным компонентом и в стадии маниакального психоза. Лечение острого периода длится 6–12 недель. После этого тинейджеров переводят на амбулаторное лечение, продолжающееся 6 месяцев для депрессивных эпизодов и 4 месяца для маниакальных. По достижении полной ремиссии проводят поддерживающую терапию, длящуюся 1 год после первого эпизода и до 5 лет при повторных.

Психотерапия показана по выходе из острого состояния, длительность зависит от состояния пациента, социально-психологической обстановки, которая его окружает, от частоты и глубины рецидивов. В среднем, она длится год с частотой 1–2 раза в неделю.

Лекарства

Медикаментозная терапия в стационаре направлена на восстановление жизненных функций организма, устранение аффективных нарушений, борьбу с осложнениями. Интенсивное лечение включает:

  • таблетки в ложкевнутривенное капельное введение питательных растворов, глюкозы при истощении;
  • дезинтоксикационные препараты для борьбы с интоксикацией;
  • средства, восстанавливающие водно — электролитный баланс при обезвоживании;
  • лекарства, стабилизирующие кровообращение, дыхание и пищеварение.

Симптоматическая терапия направлена на купирование аффективной симптоматики. При маниакальных эпизодах показаны нормотимики (в первую очередь, препараты лития), при депрессивной – антидепрессанты. В силу того, что у подростков нет четкого чередования фаз, чаще наблюдаются смешанные варианты, важно не допустить передозировки препаратов, во избежание резкого перехода одной фазы в другую. Лечение необходимо подбирать индивидуально с учетом особенностей протекания БАР, частоты сменяемости, преобладания и длительности каждой фазы.

Для стабилизации нервно-психического состояния применяют транквилизаторы и седатики. При присоединении психотического компонента в виде бреда и галлюцинаций назначают нейролептики одновременно с «корректорами» (холиноблокаторами) во избежание побочного эффекта – нейролепсии.

Для общего укрепления организма проводят витаминотерапию.

Психотерапия

Психотерапия является главной составляющей лечения БАР у подростков. Цель – принятие тинейджером своего состояния и поиск путей выхода из него. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  • информировать пациента о заболевании, особенностях его течения, неизбежности рецидивов;
  • привить навыки совладания со стрессовыми ситуациями, умение их предотвращать;
  • научить управлению своими эмоциями;
  • психотерапияпоказать пути бесконфликтного общения;
  • дать возможность подростку поверить в себя и принять таким, какой есть.

Наряду с когнитивно-поведенческой, телесно-ориентированной терапией, применяют семейную (работа со всей семьей для обеспечения благоприятного психологического климата) и терапию социальных ритмов (разработка специального режима с учетом биоритмов больного).

Поддерживающее лечение

После купирования маниакальной или депрессивной фазы, задача терапии сводится к достижению максимально длительной ремиссии. Согласно специально разработанным американским (Техасским) и европейским алгоритмам по профилактическому лечению БАР, антидепрессанты показаны только после перенесения тяжелых депрессивных эпизодов. Предпочтительно назначение антидепрессантов последнего поколения.

Ведущая роль в поддерживающей терапии отводится нормотимикам, дозы и курс лечения которыми подбираются индивидуально. Стабилизаторы настроения назначаются как монотерапия, так и в комбинации с атипичными нейролептиками и седатиками. Сочетание антидепрессантов с нормотимиками противопоказано.

Лечение в случае прогрессирования болезни

При прогрессировании заболевания необходимо срочно обратиться к врачу, который должен:

  • определить степень тяжести рецидивов – длительность и частота смены фаз, наличие или отсутствие «светлого промежутка» между ними, его продолжительность;
  • выявить осложнения – нарушение жизненно важных функций организма, присоединение психотического компонента (бреда или галлюцинаций);
  • вовремя распознать суицидальные намерения больного.

Меры при прогрессировании БАР включают замену поддерживающих препаратов, или увеличение их доз, добавление других медикаментов, постоянный медицинский контроль пациента. При присоединении осложнений проводится соответствующая интенсивная терапия в стационаре.

Альтернативные методы лечения

Альтернативные методы являются дополнением к основной терапии, применять их необходимо строго по назначениям врача. К ним относятся:

  • йогаиглоукалывание;
  • йога;
  • гомеопатия – эффективна при депрессивных эпизодах легкой и средней степени;
  • фитотерапия;
  • гидротерапия – ванны, обтирания, обливания;
  • ароматерапия;
  • диета.

Массаж – нормализует общее психическое состояние, повышает стрессоустойчивость.

Как предотвратить биполярное расстройство

Подростку с генетической и конституциональной предрасположенностью к БАР следует не допускать действия провоцирующих факторов, а именно:

  • быть стрессоустойчивым, уметь управлять своими эмоциями, конструктивно решать конфликты;
  • отказаться от вредных привычек – не употреблять алкоголь, наркотики, не курить;
  • соблюдать режим дня – высыпаться, равномерно распределять физические и умственные нагрузки;
  • родственникам тинейджера необходимо создать доброжелательную обстановку в семье, поддерживать его.

Прогноз

Прогноз течения БАР зависит от возраста, в котором был дебют заболевания (чем моложе подросток, тем тяжелее течение).

Прогноз у тинейджеров осложняется:

  • поздней постановкой диагноза (клиническая картина схожа с другими психическими заболеваниями) и, соответственно, несвоевременно начатым лечением;
  • злокачественным течением с непрерывной сменой фаз без «светлого промежутка»;
  • в связи с гормональной перестройкой в пубертатном возрасте, психические болезни часто протекают в стадии декомпенсации, что приводит к психопатизации и распаду личности.

Памятка родителям и педагогам

Прогноз более благоприятен при соответствующем социально — психологическом климате в семье и школе. Для этого родителям и педагогам надо придерживаться следующих рекомендаций:

Родители –

  1. Неукоснительно следуйте предписаниям врача, следите за выполнением всех медицинских назначений.
  2. При возникновении побочных явлений или подозрениях на начало очередного эпизода, срочно обращайтесь к врачу.
  3. Следите за соблюдением режима дня, продолжительностью сна, правильным распределением нагрузок, ежедневными прогулками на воздухе.
  4. Позаботьтесь о полноценном сбалансированном питании подростка.
  5. Посетите вместе сеансы семейной психотерапии

Педагоги – следите за благожелательной обстановкой в классе, гасите конфликтные ситуации между детьми в зародыше.

Родители и педагоги –

  1. Принимайте подростка таким, какой есть, поддерживайте его, выслушивайте до конца.
  2. Создайте комфортную спокойную обстановку дома и в школе;
  3. Подросток должен знать, что он не одинок, что рядом всегда есть люди, которые его поймут.

Автор статьи: Вейц Алина Эмильевна, врач — психиатр, кандидат психологических наук

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

16 − четырнадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.